Консультация для родителей "Фольклор и его значение в развитие детей раннего возраста" Костина Л.В.

МБДОУ "Детский сад "Малышок"  ОРВ п. Урдома"

Консультация для родителей "Фольклор и его значение в развитие детей раннего возраста" Костина Л.В.

 

 

Фольклор и его значение в развитии детей раннего возраста.

 

 

По мнению учёных, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребёнка формируется наглядно- образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается оптом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщённых знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения. В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания возрастает интерес к фольклору, возрождаются лучшие образцы народной педагогики.

Фольклор – одно из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащают чувства и речь малышей. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора.

Фольклор для детей – колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки. Содержание небольших произведений многоплановое. Описание их не только поэтично, но и образно. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы.

 Ребенок чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает. Это забавляет, радует, организует его поведение.

 Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в детском саду в период привыкания к новой обстановке. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока еще чужому человеку – в общем, отвлечься и успокоиться. Учитывая, что многие народные произведения позволяют подставлять любое имя, не изменяя содержание. Использую такие потешки:       Вот проснулся петушок, встала курочка.

            Подымайся, мой дружок, встань, мой Юрочка.

Или:         Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?

                 Ванечка – хороший! Ванечка – пригожий!

Чтобы обеспечить положительное отношение к режимным моментам подбираются также соответствующие потешки. Удачно подобранная потешка может помочь во время кормления:

           Умница Катенька, ешь кашку сладеньку,

           Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.

При подготовке ко сну:

          Вот и люди спят, вот и звери спят,

          Птицы спят на веточках, лисы спят на горочках,

          Зайцы спят на травушке, утки на муравушке,

          Детки спят по люлечкам,

          Спят, поспят, всему миру спать велят.

Во время одевания на прогулку:

         Вот они сапожки,

         Этот с левой ножки,

         Этот с правой ножки.

 Словарный запас этого возраста невелик, поэтому потешки подбираю в соответствии с уровнем развития.  Подбирается интонация, понятная детям: колыбельную произносится  нараспев, ласково, не громко; веселую – задорно, с юмором, с улыбкой.

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то плачет из детей, то остальные стараются успокоить, приговаривая:  

                 Не плачь, не плачь, детка,

                 Прискачет к тебе белка,

                 Принесёт орешки –

                 Для маминой потешки.

                 Если будешь плакать –

                 Дадим худой лапоть. 

В потешках, в которых имеется звукоподражание голосом животных и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе гуманное отношение ко всему живому: « «Петушок, петушок, золотой гребешок..»; «Наши уточки с утра: кря-кря-кря..». Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует развитию разговорной речи.

В группе находятся соответствующие настольно-печатные игры, иллюстрации, игрушки, разные виды театров (кукольные, пальчиковые, ложковые и др.), предметы народного костюма и украшения к ним, некоторые народные музыкальные инструменты. Все это привлекает внимание детей. Дети с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержание знакомых потешек. Очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой целью  обыгрываются малые формы фольклора, используя красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты. Не надо забывать, что особенно маленьких детей надо учить играя. Для этого пригодятся те игрушки, с которыми играют дети, но заранее надо подобрать к игрушечной кошке или собаке маленького котёнка или щенка и, конечно, куклу. Среди музыкальных инструментов могут быть металлофон, бубен, барабан, дудочка и др.

Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Известно, что наибольший эмоциональный отклик у ребёнка вызывает общение с родителями. Поэтому надо  рассказывать  родителям о значении эмоционального общения с ребёнком. Важно, чтобы у растущего человека накапливался опыт общения, основанный на положительных чувствах: в этом  есть залог нравственного формирования личности.  Подчеркнуть значение благоприятной эмоциональной семейной атмосферы для нормального психического развития ребёнка. Нужно проводить консультации, как использовать произведения русского нар одного творчества дома, оформлять папки- ширмы и папки- передвижки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 25.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения