непосредственно образовательная деятельность НОД (Корнилова Н.Э.)

МБДОУ "Детский сад "Малышок"  ОРВ п. Урдома"

непосредственно образовательная деятельность НОД (Корнилова Н.Э.)

 

 

Занятие «Замок безопасности»

 с детьми подготовительной группы. ОО «Социализация», «Речевое развитие».

Цель. Систематизация знаний по ОБЖ в различных ситуациях.

Задачи.

- Закрепить знания по безопасному поведению в помещении, на улице и проезжей части, о здоровом образе жизни.

- Развивать умение высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос; развивать умение грамматически правильно строить предложение, выделять причину и следствие действий.

- Формировать навыки осознанного безопасного поведения на улице и дома, осознанного отношения  к здоровью, к своей жизни и её безопасности.

-  Воспитывать желание следовать правилам безопасности и  соблюдать их,  воспитывать ответственность за себя и за жизнь своих близких.

Ход занятия.

На экране заставка – слайд № 1 из презентации.

Дети входят в зал и приветствуют гостей.

«Здравствуйте, здравствуйте!(вместе)

1 реб: Вы пришли сегодня к нам, 2 реб -  рады, рады мы гостям.

3 реб: День сегодня удивительный и для нас, конечно, поучительный!

4 реб: Мы серьёзны, и умны… убедитесь в этом вы!

5 реб: Нет, не станем отвлекаться, будем дружно заниматься!

6 реб: О многом любим узнавать и на вопросы отвечать!

7 реб: Со всем, конечно, справимся, и этим вам понравимся!» (автор Корнилова Н.Э.)

(Дети поворачиваются к воспитателю)

Всп: Ребята, сегодня утром я получила посылку, а в ней флешка и вот такое письмо от сказочных героев. Давайте попросим  Татьяну  Валерьевну подключить флешку к компьютеру и прочтём письмо.

(читает письмо) Дорогие ребята! Наш сказочный Замок Безопасности разрушили своим неправильным поведением, злыми и опасными поступками  Кащей, Змей Горыныч и Карабас Барабас. Восстановить его под силу только вам. Это сложно и придётся быть внимательными, умненькими и благоразумненькими! Удачи!

 Всп – Да, невесёлая история…Поможем ? ( дети: Да, поможем).  Ребята, а что такое безопасность?

Дети: Это когда твоей жизни ничто не угрожает, когда у тебя хорошее здоровье, когда в стране все спокойно.

Всп: Как вы думаете,  этот Замок действительно очень важен  для сказочных героев? А для всех нас?

(дети: да , важен. )

А почему?( дети: потому что мы все хотим жить в безопасности).

Всп: Присаживайтесь на стульчики и внимание на экран! (берёт лазерную указку)

(Слайд  № 2. Задание от доктора Айболита. Картинки на слайде соответствуют 6 советам о  здоровье: режим дня, здоровый сон, физическая активность, прогулки на свежем воздухе, правильное питание, хорошее настроение).

Всп: Кто это? (дети: доктор Айболит). Вот такая загадка в картинках от доктора Айболита

( звучит запись ). Дорогие девочки и мальчики!  Здоровье – это самый важный элемент нашего Замка Безопасности! Расскажите, какие 6 советов  для здоровья я обозначил этими картинками?

Всп: Ребята, как вы думаете, (показывает на часы) какой совет Айболит так обозначил?

( дети: соблюдай режим дня) Почему режим дня важен для здоровья?

(дети: потому что он составлен по внутренним часам нашего организма, он старается жить по своему внутреннему расписанию и страдает, когда этот распорядок нарушается. Нужно во время ложиться спать и вставать, принимать пищу, уделять время отдыху и занятиям, чтобы быть здоровым.  Если соблюдать режим, то будешь всё успевать, у тебя будет хорошее настроение, много сил.)

Всп: Молодцы! Посмотрите на следующую картинку(на кровати спит ребёнок). О чём второй совет?

(дети: Здоровый сон. Нужно вовремя ложиться спать, проветривать комнату перед сном, кровать должна быть удобной, постельное бельё чистым, выключать свет, спать в тишине.)

Всп: Хорошо! А третий? (показывает на картинку, где ребёнок с гантелями)

( дети: Физические упражнения. Чтобы мышцы были крепкими, было много сил, чтобы была хорошая осанка, чтобы быть выносливым нужно много двигаться, делать зарядку, заниматься спортом).

Всп: Что советует ещё Айболит? Почему это важно? (картинка, где дети играют на свежем воздухе)

( Прогулки на свежем воздухе: чтобы не болеть, дышать свежим воздухом, много двигаться, радоваться.)

Всп: А следующий? ( смайлики)

 (Хорошее настроение: не злиться и не обижаться, не ссориться, улыбаться друг другу, быть добрыми и отзывчивыми.)

Всп : А этот совет о чём? ( продукты)

( Правильное питание: выбирать полезные продукты питания, чтобы не болеть, чтобы были здоровыми зубки, чтобы быть красивыми, активными, сильными, чтобы не болел живот).

3 слайд. Сумка для продуктов. 

Всп: Ребята! Доктор Айболит предлагает  сходить в магазин за продуктами. В зелёную сумочку вы положите полезные продукты, в жёлтую – те, кушать которые можно в ограниченном количестве, а те, продукты, которые вы считаете вредными - оставьте на красной полке в магазине.

Игра «За покупками»

//На столах сумочки из картона зелёного и жёлтого цвета и полоска-полочка красного цвета. За каждым столом по 4 ребёнка. Дети выбирают карточки с продуктами и наклеивают их на сумочки или на красную полоску. После завершения задания дети должны объяснить свой выбор. Чем полезны продукты в зелёной сумочке? ( в них много витаминов, белков, они полезны для зубов, глаз) Почему продукты в жёлтой сумке нужно есть в небольших количествах?( в них есть сахар, вредны для зубов, лишний вес, плохой аппетит) Почему вредны продукты, оставленные на красной полке магазина?( в них много сахара, консервантов и красителей, есть в сухомятку вредно для здоровья)\\

 4 слайд. Зелёный кирпичик.

Всп: Это значит что мы справились с заданием?( дети – Да!) Можно установить первый кирпичик в основании Замка. ( всп просит одного из детей поставить первый кирпичик зелёного цвета). Первая важная  часть Замка безопасности это….. (дети: здоровье) Молодцы!

Всп : От кого же следующее задание? Присаживайтесь и внимание на экран!

Слайд № 5. На экране - Самоделкин.

Всп: Кто это?  (дети:  Самоделкин.). (звучит запись)

Здравствуйте, ребята! В мире  много вещей-помощников, которые с нами всегда и везде.  Расскажите, как правильно пользоваться этими вещами, и в каких случаях они могут быть опасны.

Всп: Ребята, в этой коробке те предметы, о которых Самоделкин просит рассказать. (достаёт коробку, вызывает по одному ребёнку и каждый берёт один предмет, рассказывает)

Предметы: - ножницы( можно пораниться, если неаккуратно обращаться, наткнуться если бежать с ними, ткнуть другого человека при неосторожном обращении, при неправильной передаче ножниц другому);

батарейка( можно подавиться если взять в рот, проглотить, в ней содержатся вредные для здоровья вещества, не выбрасывать, потому что отравляет окружающую природу)

- иголки и булавки( не брать в рот; не бросать, а класть на место; обращаться аккуратно, чтобы не уколоться, не проткнуть руку или палец);

 - вилка( аккуратно пользоваться во время еды, чтобы не поранить губы, язык;  не размахивать; опасна для глаз при неправильном обращении; аккуратно уносить после еды, не бегать с ней; не использовать для игр);

- карандаш, ручка( быть аккуратными во время письма или рисования, опасны для глаз при неправильном обращении, не пихать в уши и нос);

- стеклянный стакан( носить аккуратно, чтобы не разбился, потому что осколками можно порезаться, если в нём кипяток-можно обжечься); -

- мобильный телефон ( долго не разговаривать, потому что заболит голова. Во время сна убирать его подальше, не класть под подушку, потому что от него исхоит вредное для здоровья излучение);

- пуговицы ( не брать в рот, потому что можно подавиться, не пихать в нос и уши)

Слайд №6 . Добавляется красный  кирпичик.

Всп: Ребята, вы молодцы, справились с заданием! Вторая важная часть замка – это

( дети: безопасное использование предметов). Давайте поставим её  на место.

( один из детей ставит красный кирпичик).

Слайд № 7. На экране Знайка .

Всп: Кто это? Вы узнали? (дети: это Знайка)

(звучит запись).

Друзья мои! Ваши знания о безопасном поведении помогут восстановить наш Замок. Внимание на экран! Расскажите, безопасно ли ведут себя эти дети?

(дети оценивают ситуации, безопасно или нет ведёт себя ребёнок и рассказывают, как правильно себя вести)

Слайды 8 -19.

Слайд 20. Оранжевый кирпичик.

Всп: Ребята, вы молодцы, справились с заданием! Вторая важная часть Замка -  это…..(безопасное поведение в разных ситуациях дома).  Можно поставить  её на место. (один из детей ставит оранжевый кирпичик)

Всп: Наши глазки устали, предлагаю дать им возможность отдохнуть. Вставайте со мной в круг. (можно сделать это на стульчиках) ( дети встают в круг). Глазки испугались (Зажмурим глаза сильно - сильно), удивились (откроем широко) - 2 раза повтор.  С любопытством посмотрели вверх, вниз, влево, вправо( 2-3 раза). Ладошки разотрём, чтоб стали теплее, и глазки укроем, как одеялком. Я сосчитаю до 10, и можно будет открыть глаза. Отдохнули?

 ( дети - да)

Внимание на экран!

Слайд 21. На экране дядя Стёпа.

Всп: Кто это? (дети: Дядя Стёпа)

(звучит запись) Дорогие ребята!  Я слежу за порядком на улицах и проезжей части. Мне часто приходилось вызволять из беды малышей. Посмотрите, кому из детей нужна моя помощь и отметьте эту картинку красным цветом.  

Всп: Ребята,  проходите за столы. На карточках отметьте красным  опасную ситуацию,  зелёным – безопасную. (после выполнения задания – взаимопроверка. Дети обмениваются карточками и оценивают друг друга.)

Слайд 22. Синий куб.

Всп: Дети, вы молодцы, посмотрите на экран! Вы справились с заданием! Четвёртая часть Замка  - …..(это безопасное поведение на улице)

(один из детей устанавливает синий куб)

Слайд 23. На экране Светофорыч.

Всп: От кого же это послание? (дети: от светофора)

(звучит запись) Уважаемые пешеходы! Я Светофор Светофорыч! Мои друзья – знаки дорожного движения помогают и вам, и водителям не создавать опасных ситуаций на дороге, подсказывают, как правильно себя вести и не заблудиться. Я прислал вам некоторые из них. Скажите, как они называются, а затем установите туда, где они должны быть. И наш замок будет восстановлен!

Всп: Последний этап! Пожалуйста, каждый выберите один из знаков, вспомните, как он называется, и установите (дети подходят к воспитателю, у которого в руках знаки на маленькой магнитной доске, по очереди выбирают один из знаков,  воспитатель спрашивает у каждого название знака и просит прикрепить к фотографии, которой он соответствует).

Слайд 24. Замок восстановлен. Салют. Звучит торжественная музыка.

Всп: Ура, ребята! МЫ молодцы! Давайте поаплодируем друг другу и поставим пятую часть Замка на место. (один из детей ставит конус на вершину Замка, все вместе собираются вокруг Замка)

Всп: Ребята, давайте встанем вокруг и вспомним, какие знания нам помогли восстановить его? (знания о сохранении здоровья, о безопасном использовании вещей и предметов, о  безопасном поведении дома и  на улице, о знаках дорожного движения).

Что нужно делать, чтобы этот Замок не разрушился? (соблюдать правила безопасности и советы по здоровью).

Всп: Молодцы! Попрощаемся с нашими гостями и пойдём в группу!


 

  

Конспект непосредственной образовательной деятельности

ОО «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

 На тему: «Весна – красна»

для детей среднего дошкольного возраста.

 

Цель: уточнить характерные признаки времени года, выявлять простейшие причинно-следственные связи.

Задачи:

Образовательные:

- упражнять в согласовании прилагательных с существительными

- обогащать словарный запас

- упражнять в изменении слов при помощи суффиксов

- обобщить знания детей о времени года

- учить видеть характерные особенности времени года

- учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образа, настроения

- закреплять умение воспринимать образ времени года в музыке, стихах.

Развивающие:

- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание, рассуждать.

- развивать образность речи.

- развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание.

- развивать эстетическое восприятие красоты природы

Воспитательные:

- воспитывать любовь к природе.

- доставить детям радость и удовлетворение от игр

- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Используемые методы:

Словесные: чтение текста, лексико-грамматические упражнения, беседа, логические вопросы, загадки.

Практические: дидактические игры «Подбери слово»,  «Назови ласково»,  «Составь пейзаж», «Угадай: какое время года», музыкальная физминутка «Воробушек», слушание музыкальных фрагментов.

Наглядные: рисунок «заколдованного» дерева (стр. 1  приложения), иллюстрации и картины художника И. Л. Бродского («Весна», «Оттепель», «К весне» (стр. 2 приложения), разрезные картинки о временах года (стр. 3 - 5 приложения).

Материал к занятию:

Демонстрационный: иллюстрации художника, конверт, рисунок дерева.

Раздаточный: разрезные картинки «признаки весны»

ТСО: аудиозапись музыкальных фрагментов:П.И. Чайковский «Времена года», звуки природы: «Ручеёк», «Солнечная капель».

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, смотрите, пока нас не было в группе, почтальон принёс письмо. Давайте узнаем от кого оно и что в нём написано!

(звучит тихо музыка П. И. Чайковского «Времена года»)

Воспитатель читает: Здравствуйте, ребята! Я Весна! Хочу попросить у вас помощи. Вам нужно справиться с моими заданиями и тогда на заколдованном зимой дереве смогут появиться первые листочки.

Воспитатель: Поможем, ребята снять заклятие  с дерева? (ответы детей)

А вот и дерево!

(на листе формата А3 изображено дерево, нарисованные на нём листочки скрыты листами белой бумаги, которые слегка приклеены. По мере прохождения заданий,  воспитатель снимает листы белой бумаги и открывает листики)

Воспитатель: Итак, первое задание!

Снег чернеет на полянке,

С каждым днем теплей погода.

Время класть в кладовку санки.

Это что за время года? (Весна)

Идет красавица,

Земли касается,

Где снег был, лед,

Трава растёт. (Весна)

 

Воспитатель: Молодцы! Все эти загадки о весне! Посмотрите на дерево…на нём появился первый листик!(незаметно снимает лист белой бумаги)

Слушайте следующее задание.

(Игра «Подбери слово»)

 Скажите, о чём я буду говорить:

- рисует, щиплет, трещит... (мороз) Когда это бывает?(зимой)

- свищет, бушует, завывает... (ветер)Каким бывает ветер?(сильным, тёплым, холодным, резким…)

- сыплется, ложится, покрывает…(снег)Какой снег бывает?( мокрый, липкий, хрустящий, лёгкий, чистый, грязный…)

- висит, растёт, тает,  капает... (сосулька) Какая сосулька, опишите? ( холодная, длинная, ледяная, прозрачная…)

- распускаются, зеленеют, появляются…. (листочки) На каких растениях бывают? (деревья, кустарники, цветы)

- пробивается, зеленеет… (трава) Какая травка? (зелёная, мягкая, высокая, шелковистая…)

 - бежит, журчит… (ручей) Какой ручеёк, расскажите?( быстрый, шумный, звонкий, радостный, холодный…)

Молодцы! А на нашем дереве появился ещё один листочек!

Воспитатель: Следующее задание. Сложите разрезные  картинки и скажите, о каком времени года их нарисовал художник.(разрезные картинки по количеству детей)

(Пока дети, стоя за столами, выполняют задание, воспитатель задаёт каждому вопросы: «О каком времени года картинка? Как ты догадался?»).

(музыкальное сопровождение: композиция «Ручеёк»)

Воспитатель: Вы правильно выполнили задание, и на нашем дереве появился ещё один листок. Давайте покажем, как радуются птички приходящей весне!

Физминутка: под песенку «Воробышки весной»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, ещё один листок появился! Молодцы!

Чтобы выполнить следующее задание нам надо встать в круг. Я буду каждому из вас кидать мячик и называть слово, а вы кидаете мне мячик обратно и произносите  это слово ласково.

(солнце – солнышко, воробей – воробушек, трава – травушка, ручей – ручеёчек, лист – листочек, ветер – ветерочек, луч – лучик, цветок – цветочек, день – денёчек)

Молодцы! А на нашем деревце ещё один листочек распустился! Мы расколдовали деревце! (звучит музыкальная композиция «Солнечная капель»)

Скоро первые листочки появятся и на деревьях на нашем участке, у вашего дома!
Вы молодцы!

 Ребята, а в конверте для вас есть подарки от Весны! Это картинки – раскраски. Вы можете дома их оживить с помощью цветных карандашей и мелков.

  Дата проведения: апрель, 2017 год.

 Приложение. Страница 1.

 

Страница 2. Картины И. Бродского. «Весна»

«К весне»

 

 «Оттепель»

Страница 3

Разрезные картинки.

 

 

Страница 4

 

   

 

 

Страница 5

 

 


 

 С чего я начинала обучение грамоте.

Сказка о королях

 

Предисловие.

С чего я начинала обучение грамоте дошкольников в старшей группе детского сада? Использование сказок и историй, примеров из жизненного опыта детей для формирования таких понятий, как «речь», «письмо», «звуки», «буквы» и пр. оказалось самым действенным методом. Опора на любовь ребёнка к сказкам, на его жизненный опыт позволило мне сделать занятия по грамоте интересными и  познавательными.

 «Сказка о королях» помогает формировать понятия: устная речь, слово, письмо, звуки, буквы. Цель сказки - обсуждение по вопросам, задаваемым в ходе рассказывания. Сюжет сказки складывается в соавторстве с детьми.

Жили-были два друга-короля. Между их королевствами, которые назывались Золотым и Серебряным, протекала красивая река, через которую они построили мост, чтобы ездить друг к другу в гости. Очень часто они присылали друг другу небольшие подарки, привязывая их к лапкам голубей, которые очень хорошо знали дорогу к каждому из королевств. Но вот однажды на Золотое королевство напали враги и окружили его. Как сообщить о своей беде другу-королю из Серебряного королевства? Думал, думал Золотой король, что делать и дал задание своему придворному художнику нарисовать картину, изобразив на ней окружённое врагами королевство. Художник нарисовал, но картина получилась слишком тяжёлой для даже самого большого и сильного голубя.

( Вопрос к детям: Как сообщить другу-королю о своей беде другим способом? Предлагались варианты: послать гонца, но его захватывали в плен. Победить врага самим, но враг был слишком силён).

Тогда король созвал всех умнейших людей королевства, чтобы они помогли ему придумать, как быть. Три дня и три ночи думали они и вот, наконец, один наимудрейший мудрец предложил отправить Серебряному королю на небольшом холсте какие-то странные, никому не известные знаки. Он объяснил всем, что они означают и все были в восторге! Тотчас же к лапке голубя было привязано послание, и он полетел в Серебряное королевство.

 Когда Серебряному королю донесли, что прилетел голубь, он очень обрадовался, но увидев, что было привязано к лапке, он очень удивился.

(Вопрос к детям: Как быть, ведь он ничего не понял? Предлагались варианты: послать гонца, но его бы взял в плен враг. Придумать свои знаки, но тогда бы Золотой король тоже ничего не понял).

И тогда решил король послать гонца к своему другу, но и через три дня гонец так и не вернулся. Тогда король, собрав отряд, отправился сам в Золотое королевство. И, конечно же, ещё не доехав до него, он увидел, что случилось. Тот час же Серебряный король созвал всю свою армию и, застав врасплох врага, разбил его и освободил Золотое королевство.

Конечно же, после великих празднеств Серебряный король спросил у Золотого короля, что значило его послание. Король и мудрец рассказали, что таким образом они сообщили и про врага, и про окружение, и про то, что ждут помощи. Серебряный король воскликнул: «И всё это уместилось на таком маленьком холсте? Это замечательно!».

После этой истории в обоих королевствах все люди были обучены записывать всё, что хотят сказать БУКВАМИ. Появились красивые и интересные книги, вывески на магазинах, люди стали писать друг другу письма.

(Правило: звуки мы слышим, а буквы мы пишем!)

Проблемные вопросы к детям: Как сообщить другу, что ты приедешь в гости, если нет телефона? (написать письмо, отправить открытку)

Что надо сделать, чтобы мама поняла, какой рисунок нарисовал именно ты? (подписать его)

Что делает доктор, когда назначает лечение больному? (заполняет карточку, выписывает рецепт). Зачем нужен рецепт? (чтобы аптекарь знал, какое лекарство нужно больному).

Что нужно сделать, чтобы отправить посылку (письмо)? (написать адрес) 


 

НОД « Как семечко своих братьев искало» с детьми  средней группы.

ОО: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: формирование  у детей экологического и природоведческого мировоззрения.

Задачи:

1. Познакомить детей с разнообразием видов семян растений;

2. Уточнить и обобщить представления детей об условиях, благоприятных для роста растений;

3. Воспитывать желание бережно относиться к природе;

Методы:

— наглядный (демонстрация природного материала: семян и плодов);

— словесный (беседа, рассказывание сказки).

Оборудование:

Овощи и фрукты: груша, киви, апельсин, помидор, огурец, кабачок( уже разрезаны пополам, но не разделены), горшочек с землёй, горшочек с маленькой яблонькой. Картинки с приметами весны. Фотография большого дерева на участке детского сада и фото маленького деревца. Мультимедийный проектор для показа презентации.

Прогнозируемый результат:

— дети приобретут новые знания о семенах растений, их многообразии;

— у детей появится интерес к природному разнообразию растений.

— возможно, детям захочется самим вырастить растение из семечка.

Ход занятия.

Ребята, о каком волшебном времени года эта загадка?

Снег чернеет на полянке,
С каждым днём теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это что за время года?

(Ответы детей).

Всп: Верно, загадка про весну! Давайте подойдём и посмотрим на картинках, какие изменения ещё происходят весной.

( подходим к доске и рассматриваем картинки с приметами весны: звери просыпаются от зимней спячки, птицы прилетают к нам из теплых краев, прорастает трава, и набухают почки на деревьях)

Всп: Все рады весне, и большие, и маленькие! А почему рады? (ответы детей: потому что солнышко пригревает, идёт тёплый дождик, для птичек много корма, им уже не голодно, становится тепло, всё растёт и цветёт, можно долго гулять).

Вот и большое могучее дерево у нас на участке, которому уже много лет тоже радуется весне.

( демонстрация фотографии)

  Всп: Скажите, а оно всегда было таким большим? (Ответы детей: нет, оно когда-то было маленьким).

(Показываю фото маленького деревца) .

Всп: Да, когда-то оно было маленьким деревцем, ствол его был тоненьким, листочки маленькими. А как вы думаете, из чего выросло  это маленькое деревце? (Ответы детей: из земли, из семечки). Правильно,  из семени. Все растения прорастают из семян.

Всп: Вы, наверное, наблюдали, как ваша мама или бабушка  сеют семена. У меня тоже есть много семян. Давайте их рассмотрим.

(подходим к столам, где разложены  фрукты  и овощи (помидор, огурец, груша, кабачок, апельсин, киви)

 Всп: Ребята, я обещала показать вам семена, а кто скажет, где они прячутся? (ответы детей: внутри) Давайте проверим!( отделяю половинки, рассматриваем) Семена все одинаковые?

 ( ответы детей: они различаются по размерам и форме). Правильно! Что за растение вырастет из этих семян? ( показываю поочерёдно на семена каждого из представленных растений). ( Ответы детей: груша, киви, апельсин, огурец, кабачок, помидор.

Всп: Верно! Именно так и будет!

А сейчас я предлагаю вам пройти на стульчики.

Всп: Ребята! Семена появляются и созревают тогда, когда растение становится уже взрослым.

(Показ слайдов.)

Посмотрите, вот таким мощным кустом должен стать росток из семечки помидора, чтобы на нём появились новые помидорки. (слайд 1)

А таким – росток из семечки огурца( слайд 2) , таким из семечки кабачка (слайд 3), таким мощным деревом станет росток из семечки апельсина( слайд 4), из семечки груши (слайд 5), из семечки киви (слайд 6).

 Каждое семечко ждёт своя дорога. Я предлагаю вам послушать историю одного такого семечка.

Экологическая сказка «Семечко». (  с показом слайдов)

 (8)Жило-было семечко. Лежало оно на зеленой поляне и не знало, для чего оно на свет рождено.

(9) Вот однажды увидело семечко репей, и так репей ему понравился, что семечко попросило :

— О, прекрасный цветок! Позволь мне остаться с тобой и стать братом твоим семечкам. Я стану таким же ярким, большим и красивым, как ты!

— Нет,- ответил репей,- у семян моих есть крючочки. Как пристанем мы к шерсти животных, так и попадем на другое место, и там вырастет новый прекрасный репей. А где твои крючочки? Ты гладкий и жалкий!

Поникло семечко и побрело дальше. (10)Вдруг увидело семечко могучее дерево клён, и так клен ему понравился, что семечко спросило:

— О, могучее дерево! Позволь мне остаться с тобой и стать братом твоим семечкам. Я стану таким же огромным, кудрявым и раскидистым, как ты!

— Нет,- ответил клён,- у семян моих есть крылышки. Как подуют ветры сильные, так и полетим мы на другое место, и там вырастет новый могучий клён. А где твои крылышки? Ты гладкий и жалкий!

Стыдно стало семечку, что ни для чего оно не годно. И решило семечко спрятаться от всего белого света. И зарылось оно в землю рыхлую. ( 11)

(12)Солнышко ярко светило на землю — тепло доставалось и семечку.

 (13)Дождик щедро поливал землю — вода доставалась и семечку.

И само того не замечая, стало семечко прорастать.  (14) Сначала маленький росток из семечка получился,  (15)потом все больше и больше. И так приятно стало семечку солнышком и дождиком питаться, что забыло оно о своей беде.

Много зим и вёсен прошло, когда выросла из нашего семечка большая-пребольшая…  (16) яблоня! Тогда семечко и поняло, для чего оно на свет рождено.

Стали на ветвях его рождаться яблоки, а в них таких семечек — видимо-невидимо.

Покажется нам, что яблоня листочками шуршит, а она своим деткам говорит: «Для пользы, родные, вы рождены! Листочками тень создавать, от сырости в дождь укрывать, яблочками зверей , птиц и ребяток  кормить! Солнышком пригревайтесь, дождичком поливайтесь, растите большие, больше репейника, больше клена!»

Всп: вот такая замечательная сказка! Ребятки, давайте вспомним, что нужно было, чтобы семечко проросло? ( ответы детей: земля, солнышко, тепло и дождик)

(Слайд 17.) Верно! Семечко попало в землю, его пригревало солнышко  и поливал дождик.

Всп: Я тоже решила вырастить из маленького семечка яблоньку. Идите ко мне, я вам покажу росточек, который уже появился.

( Подходим к столу и рассматриваем) Через много лет из него  вырастет яблонька.

Вы тоже можете дома или в группе посадить любое семечко, поливать его, ухаживать и наблюдать, как из него вырастает большое растение.

(прощаемся с гостями и дети уходят в группу).


Фотозарисовка Грамотеи.

  

Вот так на игровых занятиях по грамоте я объединяю детей на группы для совместного решения игровых задач. Таким образом, достигаю определённых целей. Во-первых, дети, которые хорошо усвоили определённый материал, помогают тем, кто испытывает затруднения. Во-вторых, идёт и обучение и закрепление, воспитателю проще взаимодействовать с большим количеством детей.

А во время свободной деятельности воспитанники, используя магнитную доску, учатся писать буквы, и сами имеют возможность обучать сверстников тому, что уже умеют сами.

 

 

   

 


   Конспект непосредственной образовательной деятельности

ОО «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие  «Волшебные заклички» для детей старшего дошкольного возраста.

  

Цель: Формирование у детей представлений о закличках, как о малом жанре устного народного творчества.

Задачи:

1. Обогатить знания детей о народной жизни.

2. Создать условия для понимания  особенностей заклички, как малого жанра устного народного творчества.

3. Закрепить умение работать с  солёным тестом, вылепливая  обрядовое печенье  «тетёрки» по выбранному образцу.

4. Прививать  интерес к устному народному творчеству.

Словарная работа. Активный словарь: закличка, тетёрки,  приговаривать, автор, народное произведение. Синонимы: кликать, кричать, зазывать.

Предварительная работа: заучивание заклички, не говоря детям о том, что это закличка. Беседа с детьми о том, какие произведения являются авторскими, а какие мы называем народными.

Ход занятия:

Ребята, слышали ли вы когда-нибудь слово «закличка»?( ответы детей: нет, не слышали).

Но вы все прекрасно знаете заклички и даже любите их повторять. Вот ,например, такую:

«Божья коровка, улети на небо, там твои детки, кушают конфетки».

Когда дети или взрослые произносят эти слова? (когда хотят, что божья коровка улетела с ладошки).

Проходите на стульчики, я расскажу вам ещё много интересного.

 ( 2 слайд) Слово «закличка» происходит от слова «кликать», то есть «звать», «громко кричать». 

(3) Вспомните сказку «Снегурочка», в которой подружки  именно кликали её, когда она растаяла. Чаще всего в русских народных сказках говорится именно слово «кликать», а не «звать» или «кричать». Оно более певучее и красивое.

Все эти слова появились очень давно, сейчас мало кто так говорит (кликать, кличут),   но некоторые похожие слова мы всё же используем, например, кличка, окликнуть. Кто сочинил заклички – неизвестно.

 (4)А если имени человека,  сочинившего стихотворение или сказку мы не знаем, то мы их называем как? (ответы детей: народными).  Верно!

 Заклички так понравились тем, кто их слышал, что они стали передаваться от человека к человеку. Каждый мог добавить что-то от себя, произносить по-своему, пропевать, их записывали, делали к ним рисунки. Вот так и дошли до нас эти замечательные стихотворные приговорки.

Зачем же придумали в народе эти стихотворения?

Вот, например,  эта закличка про божью коровку.

(5) «Божья коровка, улети на небо, принеси нам хлеба. Чёрного и белого, только не горелого.»

 Как вы думаете? ( Ответ детей: когда хотели кушать). Не всегда у детишек было вдоволь еды, даже хлеба, и они с надеждой и шутливо просили его у божьей коровки, но всё же надеясь на чудо.

(6) «Улитка, улитка!
Покажи свои рога,
Дам кусок пирога,
Пышки, ватрушки,
Сдобной лепёшки, —
Высуни рожки!»

Дети обращались к улитке, потому что хотели рассмотреть её, завлекая  её угощением.

(7) Морозушка-Мороз!
Не тяни домой за нос,
Не стучи, не балуй,
А на окнах рисуй!

 Взрослые проговаривали, потому что им  хотелось дела сделать и не замёрзнуть.  А детишки в каком случае проговаривали эту закличку? (ответы детей: погулять хотелось подольше, покататься на санках, с горки)

(8)Весну  раньше не просто ждали, а  торопили, манили , напоминали о себе…..

Зазывая весну люди обращались и к птицам, ведь их считали первыми вестниками весны.

Давайте сейчас посмотрим видео запись, где обращаются к птицам, не просто проговаривая закличку, а распевая её.

(9) Видео.

Всп: Красиво?( да, очень красиво,мелодично)  К каким птицам обращена закличка?( к жаворонкам).

Совсем недавно мы с вами выучили небольшое стихотворение и проговаривали его с движениями. О чём оно? (дети: о весне).

 Как вы думаете, это стихотворение можно назвать закличкой? Почему?

( дети: да, оно похоже на закличку. Потому что в нём мы приглашаем весну, зазываем).

Давайте сейчас вспомним его и попробуем не просто проговорить, но и пропеть.

Веснушечка-дорогушечка!(идём по кругу)
Приходи скорей!
Приводи друзей!
Солнышко горячее,(притопываем и кружимся на месте, руки вверх ладошками)
Травушку зелёную,(кружимся, руки опущены ладошками вниз)
Первый цветик-желтушок,(берёмся за руки и сходимся в маленький круг)
У дорожки как пушок!(расходимся)
Заждалииииииись...(стоим в кругу , руки вверх)
Люююю ……( ладошки у рта) (Повторяем два раза)

Всп: Вам понравилось закликать весну? (ответы детей: да, очень интересно, весело). Надеемся, она нас услышит и станет теплее!

Ребята в конце нашего занятия вас ждёт сюрприз, а сейчас давайте узнаем, какие ещё заклички можно проговаривать.

(10)Подумайте, в каком случае так обращались к дождику?

Дождик, дождик, перестань, 
Куплю тебе сарафан! 
Останутся деньги — 
Куплю тебе серьги, 
Останутся пятаки — 
Куплю тебе башмаки!

(ответы детей: если застал по дороге домой, на прогулке, когда промокли)

Вы обратили внимание, что к природе, птицам, насекомым  обращались всегда так, словно они понимают человеческий язык?  Люди верили, что их просьбы обязательно сбудутся.

(11) Радуга-дуга, Не давай дождя, 
Давай солнышка, 
Колоколнышка! 
Чтобы деткам погулять, 
Чтоб теляткам поскакать, 
Нужно солнышко, 
Колоколнышко!

Ребята, как вы думаете, почему о  солнце  люди всегда говорили с особой любовью, ждали и звали его?

( ответы детей:  от него зависел урожай,  просто хорошее настроение, если тепло можно долго гулять и купаться)

Верно! Тепла просили для людей и для природы.

Прежде чем перейти к сюрпризу, который я вам обещала, давайте сделаем упражнения для отдыха наших глаз.

Закрываем мы глаза,

(закрывают оба глаза)

Греем их ладошками.

Сосчитаем до пяти: 1,2,3,4,5…

Друг на друга погляди!(открываем глаза)

Нарисуем букву «о», получается легко. (рисуем глазами букву  «о»)

Вверх поднимем, глянем вниз, (глаза поднимают вверх, опускают вниз).

Вправо, влево повернем, (глаза смотрят влево, вправо)

Заниматься вновь начнем.

А сейчас обещанный сюрприз! Проходите за столы и рассмотрите фотографии, которые у вас на столах. Как вы думаете, что это? ( Ответы детей: печенье). Да, и это печенье не простое. Зазывая птиц, как первых вестников весны, ещё в старину люди пекли такое печенье и угощали всех всех. А называется оно у нас на Севере – тетёрки. Как вы думаете, название этого печенья напоминает о какой птице? ( дети : о тетереве). В других уголках нашей страны оно называлось и жаворонки, и ластовки(ласточки), и снегирьки, и воробышки.

Делали его из ржаной муки и воды, а потом подсушивали в русской печке.  Дело тетерочное кропотливое, сложное,  помогала ей в этом вся родня: и бабушки, и ребятишки, что повзрослее.
Сегодня вы научитесь  делать такое печенье.
(на столах каждому ребёнку предлагается раскатать жгуты из теста и выбрать по фотографии, какую именно тетёрку круглой формы  он будет готовить.  Воспитатель объясняет, что жгутики должны быть длинными. Либо сделает её в форме птицы.  Работы дети сразу выкладывают на круглую основу, а потом уносят в группу сушить. После этого их можно раскрасить). После того, как дети закончили лепить, воспитатель угощает их тетёрками.


     

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по «Речевому развитию» «Возвращение в Звуколандию»

с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: обобщение и закрепление знаний по грамоте.

Задачи:

- закрепить знания о гласных и согласных звуках;

- совершенствовать умение выделять первый звук в слове, подбирать слово на заданный звук, определять количество звуков в слове.

- совершенствовать умение подбирать слово на заданную звуковую схему ( 3 и 4 звука)

- закрепить умение подбирать: слова противоположные по значению; слова, обозначающие действие (глагол), чувства (существительное), признак (прилагательное).

- развивать умение логически мыслить, составляя предложение по живой модели.

- продолжать воспитывать любознательность, интерес к знаниям.

Материал.

Карта, фишка, большие картонные круги красного и синего цвета на каждого ребёнка, мяч, д\и «Звуки в домиках живут»(разместить все картинки в домиках, кроме пропавшего звука «о»), д\и «Смайлы»,фишки зелёного цвета(из картона) – 30 штук, картинка с изображением ослика( на магните, д\и «Противоположности».

Ход занятия.

Ребята, сегодня ко мне обратился за помощью один из звуков. Он заблудился и не может попасть обратно в свою страну. Как называется страна звуков? (Звуколандия). Верно!

Скажите мне, что это за звук. Он стоит первым в слове…(показываю картинку с изображением ослика). (ответ детей : ослик). Что это за звук? (звук «о»). Поможем ему вернуться домой?

Для этого я попрошу вас выполнить задания.

У меня есть карта, которая поможет нам. Вот она! А продвигаться по карте наш ослик будет с помощью этой фишки( вставить картинку в прорезь на фишке). Начало пути обозначено цифрой…(дети: один).

Итак, чтобы двинуться в путь выполните, пожалуйста, первое задание. Я задам вам 5 вопросов и за каждый верный ответ дам фишку, которыми вы проложите путь нашему звуку до следующей цифры.

(дети стоят у карты)

1. Звуки тянутся, поют,

Без преград они живут.

Цветом они красные,

Это звуки….(гласные)

2. Их пропеть не сможешь ты,

То мычат, то рычат, но о многом говорят.

Очень любят синий цвет, что за звуки, дай ответ!

(согласные)

3. Звуки мы пишем, а буквы мы слышим.

Что не так сказала я, вы заметили, друзья?

(буквы мы пишем, а звуки мы слышим)

4. Сколько звуков в слове жук?( три)

Ты их быстро назови! (ж,у,к)

5. Эти буквы не простые, их всего четыре.

Но за каждою из них спрятались два звука.

Ты, дружок, не зевай, что за буквы, отвечай! (е,ё,ю,я)

Молодцы, вы справились! Можно передвинуть нашего ослика на цифру….(два)

Итак, второе задание!

Выполнить его нам поможет наша любимая игра с мячом.  Кто ответит правильно – тому фишка и он выходит из круга. В конце игры, те, у кого фишки проложат путь дальше нашему ослику.

(под музыку дети передают мяч по кругу. Тот ребёнок, у кого оказался мяч, когда музыка остановлена, называет слово на заданный звук. Те ребята, кто получает фишку, идут на стульчик до окончания игры.)

Ребята, у кого фишки, проложите, пожалуйста, дальнейший путь для нашего ослика и передвиньте его на цифру…(три).

Задание третье.

Проходите на стульчики . Сейчас я некоторых из вас превращу в звуки! Из звуков я составлю схему, а вас попрошу подобрать слова к этой схеме. Фишки получат те, кто правильно подберёт слова к схеме.

(Вызываю сначала трёх, потом четырёх детей, раздаю им синие и красные картонные круги. Расставляю их определённым образом, а сидящие дети, подбирают слова к схеме. Затем один ребёнок предлагает 3-4 звуковое слово, а «звуки» встают в правильном порядке. Остальные дети проверяют верно ли они встали. Всего надо разыграть 10 фишек.)

Задание четвёртое.

На столе я разложила карточки с изображениями. Каждый из вас, когда начнёт звучать музыка возьмёт одну карточку и быстро найдёт себе в пару того, у кого на карточке изображение противоположное по смыслу. Каждая пара, после того как музыка закончится, называет свои слова. За правильный ответ каждой паре фишка. (всего разыгрываем 5 фишек на 10 детей).

Вы справились, молодцы! Но у нас ещё осталось 5 шагов до Звуколандии. Вы сможете получить недостающие фишки, выполнив ещё несколько заданий.

Проходите на стульчики.

Игра со смайлами «Скажи одним словом»

Посмотрите на этот смайлик и скажите одним словом, что произошло.

Смайлик «Грусть».(это задание на называние слова-действия, которое привело к такому чувству)

(ответ детей: обидели, обозвали, прогнали, ударили, расстроили, обиделся, стукнулся и т.д.)

Посмотрите на этот смайлик, и скажите одним словом «Какой?»

Смайлик «Злость»  (это задание на называние слова-признака)

(Ответ детей: злой, сердитый, гневный, рассерженный, злобный, кричащий, ужасный, страшный)

Посмотрите на этот смайлик и назовите чувство одним словом.

Смайлик «Печаль» ( это задание на называние существительного)

(Ответ детей: печаль, грусть, обида, огорчение, сожаление, вина)

Самым активным детям я отдаю эти пять фишек, чтобы завершить путь ослика.

Задание пятое.

Вот наш звук и добрался до своей страны Звуколандии. Осталось одно задание и мы вернём звук домой.

Игра «Живые предложения»

Сейчас я превращу кого-то из вас в 3 слова и этим словам нужно будет договориться и составить красивое предложение, встав в правильном порядке слева направо.

Теперь я вызову сюда 4 из вас, они станут словами. Кто-то из тех, кто сидит, придумает любое предложение из 4 слов. Я превращу вызванных мной ребят в слова и они попробуют составить красивое предложение.

Вы молодцы! Теперь можете найти домик, где живёт наш звук… «о».

(дети подходят к магнитной доске и прикрепляют ослика в домик, где живут гласные звуки).


  

Конспект непосредственно-образовательной деятельности  по теме

«Сказка о глупом мышонке»

возраст детей 2-3 года.

 Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: Вызвать положительные переживания детей при театрализации знакомой сказки: радость, удивление, любопытство при восприятии природных объектов, желание помочь.

Задачи:

Обучающие: обучать отвечать на вопросы по содержанию одним словом или в форме простого предложения (Как поёт? Почему не понравилась песенка? Как позвать курочку?). Учить отгадывать загадки. Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-названий предметов, объектов, их действий или действий с ними.

Развивающие: Закреплять звукоподражание животным (как поёт? как скачет лошадка?), их повадки (как передвигаются). Развивать слуховое восприятие, память. Развивать желание детей активно включаться в речевое взаимодействие

Воспитательные: воспитывать  доброжелательные взаимоотношения детей, эмоциональную отзывчивость, желание  пожалеть, помочь, ласково обратиться.

Атрибуты: Макет мышиной норки. Животные - игрушки: мышка, мышонок, утка, курица, жаба, лошадь, свинья, кошка.

 Дети входят в группу. На столе – макет мышиной норки.

Всп: Ребята, что это такое?( мышиная норка).  Кто там живёт?(мыши) Давайте  заглянем в неё!

(подходят, заглядывают)

Всп: Кто это? (мышка и мышонок) Давайте послушаем, о чём они разговаривают!

Пела сыну  мышка в норке:

- Спи, мышонок, замолчи!

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.

Отвечает ей мышонок:

- Голосок твой слишком тонок.

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!

(после этих слов мышка выбегает из норки и плачет).

Всп: Не плачь, мышка. Мы тебе поможем. Правда, ребята?(ответы детей)

Давайте позовём на помощь…(достаю из коробки уточку). Кого?

Всп: Ребята, как  поёт уточка?( задать 3-4 детям)

Побежала мышка – мать,

Стала утку в няньки звать

Стала петь мышонку утка:

-Кря-кря-кря, усни, малютка!

Давайте споём вместе с уточкой ещё раз: кря – кря- кря, усни, малютка!

Глупый маленький мышонок

 Отвечает ей спросонок:

- Нет, твой голос не хорош –

Слишком громко ты поёшь!

 Всп : Понравилась ли песня утки мышонку? Почему?(нет, слишком громко поёт)

Тогда давайте позовём на помощь….(достаю жабу) кого?

Всп: Ребята, как поёт жаба?( ква-ква…)

Побежала мышка – мать,

Стала жабу в няньки звать.

Всп: Вот какая важная жаба! (показывает игрушку) Помоги нам укачать мышонка, жаба. Как, ребята, жаба доберётся до норки, покажите? (допрыгает. Дети изображают прыжки жабы)

Приходи к нам тётя жаба,

Нашу детку покачать.

Всп: Поспешим, ребята, на стульчики. Жаба будеи усыплять мышонка!

Стала жаба важно квакать:

- Ква-ква-ква, не надо плакать!

( вопросы к 2-3 детям с просьбой повторить песенку жабы: Как спела жаба мышонку?)

Спи, мышонок, до утра,

Дам тебе я комара!

Отвечает ей мышонок:

- Нет, твой голос нехорош –

Очень скучно ты поёшь!

Всп: Опять не понравилась песенка мышонку! Почему?(ответы детей: нет, не понравилась. Скучно поёт.)

Всп: Ребята, а это кто?(достаю лошадку)(лошадь) Как лошадь скачет? Покажите!

Побежала мышка-мать

Тётю лошадь в няньки звать.

- Приходи к нам, тётя лошадь,

Нашу детку покачать.

- Иго-го! – поёт лошадка.-

Спи, мышонок, сладко-сладко.

Всп:  какую песенку спела лошадь мышонку? (ответ 2-3 детей: иго-го.)

-Нет, твой голос нехорош-

Очень страшно ты поёшь!

Всп: Почему не понравилась песенка?(она напугала мышонка, страшно поёт) Теперь кого будем, мышка, звать!

(говорит от имени мышки):

Я не знаю к кому пойти (мышка плачет)

Всп: Тогда слушайте все загадку!

 Ест похлёбку из корытца,
Хрюкать громко не боится.
Носик рыльце-пяточок,
Хвостик завитой крючок,
На спине её щетинка,
Дети знают это… (свинка)

(ответ детей)

Поспеши, мышка, к свинке! Может она сможет помочь?

(достаю свинку)

Приходи к нам, тётя свинка,

Нашу детку покачать.

Всп: Какой песенкой свинка будет баюкать мышонка?(ответы детей: Хрюкать)

Стала свинка хрипло хрюкать,

Непослушного баюкать:

- Баю –баюшки – хрю-хрю,

Две морковки подарю!

- Нет, твой голос не хорош,

Очень грубо ты поёшь!

Всп: Почему не понравилась мышонку песенка? (грубо поёт)

Стала думать мышка-мать:

Надо курицу позвать.

Всп: Ребята, как позвать курочку, чтоб она прибежала?( цып-цып-цып).

«Прибегает» курица( под звуки)

Мышка просит:

- Приходи к нам , тётя клуша,

Нашу детку покачать.

Какую песенку будет петь курочка мышонку( ответы детей: ко-ко-ко)

Закудахтала наседка:

Куд-куда!

Не бойся, детка!

Забирайся под крыло!

Там и тихо и тепло.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

-Нет, твой голос не хорош,

Этак вовсе не уснёшь!

Всп: Понравилась песенка мышонку?(нет)

 Раздаётся мяуканье кошки.

Всп: Кто это мяукает?(кошка)

Всп: Ребята, как вы думаете, поможет кошка усыпить мышонка? (ответы детей: она его может съесть). Будем мы звать кошку баюкать мышонка?(ответы детей: нет)

Может быть мы поможем? Как? (песенку споём, погладим мышонка)

Всп: Мышка, мы знаем очень красивую колыбельную и поможем тебе усыпить мышонка. Поможем ребята?

( встают в круг возле норки.) Песня «Колыбельная для мышонка». Дети выполняют движения.


КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по теме: «Этажи леса»

образовательная область  «Познание»

с детьми подготовительной группы.

 

Цель: формирование у детей представлений о лесе, как о многоэтажном доме.

Задачи:

- создать условия для ознакомления  детей с  особенностями  леса  и некоторыми его разновидностями (хвойный и лиственный);

- обобщить знания детей о растительном и животном мире леса;

- закрепить знание правил поведения в лесу;

     - развивать умение логически мыслить, интерес к растительному и животному миру леса;

     - продолжать воспитывать доброжелательность, умение работать в группе.

Предварительная работа:

- рассматривание картинок с изображением деревьев и кустарников

( ствол – толщина, цвет; ветки – толщина, длина, направление( вверх, вниз, повисшие); форму кроны- какую геометрическую фигуру напоминает; форму листьев, есть ли цветы и  плоды, как созревают семена.

- экскурсия по участку детского сада с целью составления гербария из листьев деревьев, произрастающих на участке, рассматривания трав и мха.

- беседа о разновидностях лесов нашего края: хвойные, лиственные, смешанные.

Материал для занятия: 2 плоских макета домов, картинки с изображением жителей леса нашего края и экзотических, клей карандаш 5-6 штук, оборудование для показа презентации, мяч, стульчики по количеству детей, 2 стола.

Ход занятия:

Всп: Сегодня один сказочный персонаж предлагает вам поиграть с ним в увлекательную и познавательную игру. А кто этот персонаж  вы узнаете, если отгадаете загадку.

Очень странный старичок,
Словно гриб боровичок!
По лесу гуляет -
Лес он охраняет.
А зовётся старичок...
Старичок... (ЛЕСОВИЧОК) (автор А.И. Новикова)

Слайд 2. Фото Лесовичка.

Всп: Верно, молодцы! Итак, начнём игру!

Слайд 3. Земной шар.

Всп: Что это? ( Земля, планета Земля, земной шар)

Всп: Верно! Наш дом родной, наш общий дом

Земля, где мы с тобой живем!

ВСП: (у экрана, показывает). Вы уже знаете, что голубого цвета это…..( моря, реки, океаны).  А зеленым? ( леса, равнины). Верно!

Слайд 4-8

  Посмотрите, во многих частях нашей планеты можно встретить лес, и везде он разный.

 Листаем слайды с изображением разных лесов (тайга, саванна, тропики).

ВСП: У каждого из вас есть свой дом или квартира, где вы живёте со своими близкими. А лес – это тоже дом. Для кого?

 ( птиц, насекомых, животных).

Слайд 9

ВСП: Верно! А ещё это дом  для  ягод, мхов и трав, деревьев и кустарников.   Да, да, жители леса - это не только звери, птицы и насекомые.

Но как же им удаётся так дружно жить, не ссориться? Хотите открою вам секрет? Скажите, в каком доме, одноэтажном или многоэтажном живёте вы? Есть ли у вас своя комната?

ВСП  : Каждый лес - это большой дом, в котором несколько  этажей. И каждый, кто там живет, знает свой этаж, и даже строят свои квартиры.

Подойдите к столу. Что вы видите? ( 2 дома). Какие они? (пустые, без жителей). Сколько в них этажей? (четыре)

( на столе плоское изображение домов с делением на 4 этажа).

Лесовичок  предлагает вам создать свой лес, заселив его теми жильцами, которые растут  и обитают в настоящих лесах нашего родного края.  Но почему здесь два дома мы сейчас узнаем. Для этого давайте рассмотрим несколько фотографий.

Слайд 10-11 хвойный  лес.

ВСП: Как  называется лес, изображённый на этой фотографии? ( дети: хвойный лес). Почему он так называется? ( Потому что в нём растут хвойные деревья) .Верно, такой лес называется хвойным.  А почему эти деревья получили такое название? (потому что у них вместо листьев – хвоя). Какие хвойные деревья растут в наших лесах? (сосна, ель).

 

Слайд 12. Лиственный лес.

ВСП: Рассмотрим теперь это фото. Какой это лес? (лиственный лес).  Почему? (ответы детей: там растут лиственные деревья, много травы и цветов, летают бабочки).

ВСП : Верно, этот лес называется лиственным.

ВСП : Сейчас часть из вас будет заселять свой дом так, чтобы он превратился в лиственный лес, а другие так, чтобы дом стал хвойным лесом.

(всп сам делит детей на группы по 5 человек, дети становятся к столам, лицом к экрану.

А теперь снова внимание на экран. Сейчас мы узнаем, что находится на первом этаже и кто там живёт.

Слайд.13.Почва. ( Рассматриваем и называем, что изображено: почва\земля, корни деревьев, крот, землеройка, черви).

ВСП: А теперь начинайте заселять ваши дома.

( дети располагают ленту с изображением почвы и жителей) .

ВСП: Молодцы! Ребята, в каждом лесу есть  самые главные жители. Как вы думаете, о ком я говорю? ( о деревьях). Верно. Именно они живут на всех этажах, начиная с подземного. Их по праву можно назвать царями леса. Почему я обратила на это внимание, скажу чуть позже.

ВСП : А сейчас, Лесовичок, покажи нам  жителей второго этажа.

Слайд 14.

 ( травы, ягодные кустарнички – брусника, черника, клюква; мхи, цветы, грибы, жуки, пауки, змеи, ёжик, бабочки, комары, мухи).

ВСП : Скажите, что растёт на почве в хвойном лесу? ( в основном мох). А в лиственном? (травы). Верно! Посадите мох и траву в вашем лесу.

(дети наклеивают картинки)

ВСП: А вот теперь пришла пора посадить наши деревья, и только потом мы будем заселять остальных жителей. Потому что именно на деревьях или под ними они живут, ищут себе пищу или спасаются от врагов.

(дети заселяют второй этаж и проверяют друг друга, подмечают отличие лиственного леса и хвойного)

ВСП: Замечательно! Прежде чем мы узнаем, кто живёт на третьем этаже, я предлагаю дать минутку нашим глазам, чтобы отдохнуть. Повернитесь спиной к экрану. Разотрём ладошки и закроем ими глаза, досчитаем до пяти, открывайте. Крепко-крепко зажмурим и широко откроем( 2-3 раза). Посмотрите вверх и вниз(2-3 раза,поморгаем и дальше продолжаем.

ВСП: Покажи нам, Лесовичок, кто живёт на третьем этаже.

( ягодные кустарники , невысокие деревья пока не выросли, птицы, заяц, волк, лиса, медведь, лось).

Слайд 16

ВСП: А теперь посмотрим жителей 4 этажа. Это…

 (самые высокие деревья, белка, сова, филин, кукушка, дятел и другие птицы).

ВСП: Есть в лесу такие жители, которые  могут передвигаться по нескольким этажам. Как вы думаете кто это? (Это бабочки, жуки, гусеницы, птицы, белка, комары и мухи)  Зачем они это делают? (чтобы добыть корм или спастись от опасности).

Слайд 17

ВСП:

-Ребята, а как вы думаете, люди в лесу это кто : гости или хозяева?  А как нужно вести себя в лесу, чтобы не нарушать покой его  жителей лесовичок предлагает  каждому рассказать, передавая мяч по кругу. Вставайте в круг, я начинаю, а вы продолжите…

(Не рви цветы, не ломай ветки, не сбивай грибы ногами, не разоряй муравейники, не лови насекомых, не шуми в лесу, не разоряй птичьих гнезд, не мусори, не лови диких животных и не уноси их домой, не разжигай огонь в лесу, после пикника убери за собой, не вырезай на коре деревьев

-Ребята, а вы соблюдаете все эти правила? (да)

 Слайд  18.  ( голос Лесовичка). Молодцы, сегодня  вы показали отличные знания о лесе, о его обитателях, о правильном поведении в лесу. Вы достойные друзья природы. Я могу быть спокоен за то, что в моем царстве, если вы придёте ко мне в гости, будет порядок и всем моим жителям нечего будет опасаться и они с радостью встретят вас. До свидания!

 


 

 

Познавательно-игровая деятельность

«Угощаем матрёшек».

1 младшая группа «Солнышко»

(возраст детей 2-3 года)

Дата проведения 2.11.2019

Воспитатель: Корнилова Н.Э.

Цель: Закрепление основных цветов (красный, зелёный, синий, жёлтый). Обучать аккуратно размещать предметы на верхней и нижней полосках напротив друг друга, считать до двух.

         Сегодня мы второй раз использовали цветные двусторонние математические карточки на занятии по математике. В  дошкольном возрасте на занятиях мы используем такие карточки с белым фоном. Цветной фон позволяет разнообразить занятия для малышей, закреплять основные цвета, делать игровые занятия более привлекательными.

Внимание малышей обращалось на цвета полосок, их расположение (верхняя и нижняя). Малышам предлагалось провести матрёшек по верхней полоске жёлтого цвета, затем посадить на огороде (полоске зелёного цвета) репку. Когда репка выросла – вытянуть её («тянем - потянем,…вытянули репку!»). Затем, перевернув карточку, мы «посадили матрёшек за стол» (на красную полоску) и угощали их выращенной репкой (располагая их на синей).

       

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 25.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения