НОД по познавательном развитию в подготовительной группе "Жил поживал самовар"

МБДОУ "Детский сад "Малышок"  ОРВ п. Урдома"

НОД по познавательном развитию в подготовительной группе "Жил поживал самовар"

 

 

НОД по познавательном развитию в подготовительной группе

«Жил поживал самовар»

 

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Познакомить детей с историей возникновения самовара, с традицией употребления чая в России;

Расширить словарный запас детей;

Закрепить виды декоративных росписей (хохлома, гжель, городецкая и дымковская);

Воспитывать у детей желание быть гостеприимными;

Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Материал: мультимедиа.

В зале на полу лежат половики, скамейка напротив экрана, большой обеденный стол, накрытый скатертью и сервирован кружками с глубокими блюдцами, маленькими ложками, колотый сахар, сушки и баранки, рядом стоит маленький стол с горячим самоваром, заварочный чайник.

Воспитатель с расписным платком на плечах.

Дети заходят зал, обращаются к воспитателю – хозяюшке.

Ребёнок- Здравствуй, добрая хозяюшка! Ты позволь нам в хату войти.

В: - Здравствуйте, гости дорогие

Гости званные и желанные.

Красивые и молодые,

Застенчивые и боевые.

Гости на пороге-хозяйке радость.

Проходите, погостите в моей хате.

В: - Прошу, гости дорогие, садитесь на лавку. (показывает жестом на скамейку, дети садятся)

Очень я люблю чаевничать!

-А вы любите чаевничать? (ответы детей)

-А вы знаете, что такое чаевничать? (ответы детей)

-Вы из чего воду наливаете в чашки? (ответы детей)

-А из чего я наливаю воду в чашки вы узнаете, отгадав загадку:

Он пыхтит как паровоз,

Важно кверху держит нос.

Пошумит, остепенится-

Пригласит чайку напиться.

Дети: Самовар

В: -Да, самовар. *Я очень люблю пить чай из самовара!

Самовар — устройство для кипячения воды.

*Изобрели самовар в России очень-очень давно в XVIII в. на Урале. Урал -это местность. Но там их производилось очень-очень мало.

Но потом прошло немного времени и в нашей стране открыли первую мастерскую, которая занималась только изготовлением самоваров, организовали 2 брата.

В: -Хотите знать, как их звали? (ответы детей)

В: -*Иван и *Назар. А фамилия их *Лисицыны.

Мастерская их была в городе Тула. * Тула – это один из городов нашей большой страны.

В: - Вам интересно узнать, какие были самовары? (ответы детей)

В: -Они были и *круглыми, и * квадратными, и *цилиндрическими формы, и * даже …кто может назвать эту форму? (ответы детей)

В: -И даже *многоугольной формы!

В: -А из чего изготавливали самовары? (ответы детей)

В:- Самовары из разного металла: *меди, *серебра, и даже*покрывали золотом.

В:-А как вы думаете, из чего состоит самовар? (ответы детей)

После ответов воспитатель подводит итог сказанному.

В:- У любого самовара есть корпус, крышка, две ручки, кран, четыре ножки.

В:- Раньше, ребята, кипятили воду с помощью огня. *Внутри такого самовара находилась труба. В нее засыпали *сосновые шишки или *сухие чурки (дрова), *древесный уголь. Их поджигали *лучиной, и вода закипала. И такие самовары называются жаровые. Давайте скажем все вместе ЖАРОВЫЕ.

В:- В наше время жаровых самоваров нет, на смену им пришли электрические самовары, *в этом самоваре кипятят воду с помощью электричества.

В: - Мы, наверно, засиделись, поэтому давайте с вами поиграем в игру «Самовар».

Дети(хором) 

Пыхти на кухне самовар,

Чух – чух, пых –пых. (идут по кругу в правую сторону)

А над ним вьется пар,

Чух – чух, пых – пых. (идут по кругу в обратном направлении)

К самовару подойдем,

Себе чаю мы нальем. (идут маленькими шагами к центру круга)

Вместе сядем все за стол,

Выпьем чаю с пирогом. (отходят назад, образуя широкий круг)

А потом мы встанем в круг –

Музыка зовет (хлопают в ладоши)

Всех друзей – малышей

В дружный хоровод. (танцуют, попеременно выставляют вперед на пятку правую и левую ногу, руки на пояс)

В: - Садитесь на лавку. Сейчас электрические самовары расписывают разными росписями. Предлагаю вам назовите роспись.

Игру «Узнай роспись».

*хохлома

*гжель

*городецкая

*дымковская

 

В: - А сейчас, гости дорогие, пойдемте почаевничаем! Только я не успела накрыть стол, давайте это сделаем вместе!

(у воспитателя все необходимое лежит на отдельном столике: скатерть, блюдца с кружками, сахар колотый, баранки, сушки, маленькие ложки)

Воспитатель следит за сервировкой стола, если необходимо оказывает помощь.

В: - Стол готов! Прошу к столу!

Воспитатель садится около самовара, наливает заварку из заварочного чайника и воду (тёплую)из самовара каждому ребенку. И в это время…

В: - Кто из вас знает, как называется чайник, в котором заваривают чай? (ответы детей)

В: - Он так и называется: заварочный чайник. У кого родители заваривают чай в чайнике? (ответы детей). А бабушки любят чаевничать? (ответы детей).

Когда чай будет разлит каждому ребенку.

 

В: - Угощайтесь, гости дорогие! Чай – полезный напиток, он поднимает настроение, снимает усталость.

Дети пьют чай. *Включается песня «Жил поживал самовар»

В: - С каким предметом народного быта мы сегодня познакомились?

Где производят самые известные самовары?

Как можно в современной жизни использовать самовар?

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 25.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения