Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: "Чудо - валенки" в подготовительной группе.

МБДОУ "Детский сад "Малышок"  ОРВ п. Урдома"

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: "Чудо - валенки" в подготовительной группе.

 

 

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Малышок» общеразвивающего вида п. Урдома»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заочный творческий конкурс

«Педагог – педагогу»

 

 

 

Конспект непосредственной образовательной деятельности

на тему: «Чудо – валенки» в подготовительной группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тыргоалэ Татьяна Владимировна,

воспитатель первой

квалификационной категории

                                                                

 

                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Урдома, 2017г.

Конспект непосредственной образовательной деятельности

на тему «Чудо – валенки» в подготовительной группе.

Цель:  Обогащение  знаний детей о  русской народной зимней обуви – валенках,  истории  и этапах их  изготовления, вариантах декора.  

Задачи:

1.Познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок, технологией их изготовления, вариантами украшения;

2.Обогащать знания детей о видах обуви  через использование художественного слова;  

3.Активизировать словарь детей: шерсть, валяние, колодки, шерстобитная машина.

4.Формировать дружеские взаимоотношения детей через совместную деятельность, игру.

5.Закрепить умение создавать декоративную композицию по образцу, способствовать развитию чувства цвета.

6.Развивать  активное  внимание, творческое  воображение, самостоятельность.

7.Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное  отношение к русским народным  традициям и  промыслам.

Интеграция областей: речевое развитие; познавательное развитие; социально -  коммуникативное развитие; художественно - эстетическое развитие.

Виды деятельности: коммуникативная, продуктивная, игровая.

Формы организации совместной деятельности:  беседа, дидактические игры, мастерская по украшению продуктов детского творчества.

Предварительная работа: беседа о процессе изготовления валенок – способе валяния; валяние сувенирных валенок из шерсти; разучивание стихотворений, частушек, пословиц.

Материалы и оборудование: 

Демонстрационный материал: ноутбук, проектор, презентация  Power Point; оформление зала в виде музея валенок;   «чудо – дерево» из оргалита украшенное валенками;   валенки  для украшения, которые дети валяли ранее.  

Раздаточный материал: клеёнка, салфетка, клей-карандаш, ножницы, валенки и поднос с элементами аппликации (тесьма, бусины, стразы)

Ход НОД:

1. Вводная часть.

Организационный момент в группе.

- Ребята, вы любите ходить на экскурсии?

- Сегодня я вас приглашаю на экскурсию в музей «Русский валенок».

 Дети заходят в зал. Здороваются с гостями.

Педагог:

- Ребята,  посмотрите как здесь красиво! Это музей, «Русский валенок».(слайд 1)

- Алина знает  стихотворение про валенки, и сейчас нам его расскажет. (слайд 2)

Ребенок рассказывает стихотворение.

  Валенки бывают разные

                              Жёлтые, зелёные и красные

                              Валенки бывают - вертолёты

                              Валенки бывают - самолёты

                              Валенки дома для животных есть

                              Валенок-фантазий всех не перечесть

                              Домовята озорные, акробаты цирковые,

                              Поросята, лягушата, развесёлые ребята.

                              Вот какие валенки - малы, да удаленьки.

Рассматривание валенок.

2. Основная часть.

  - Ребята, присаживайтесь и давайте вспомним все, что мы знаем о валенках.

Беседа с детьми и показ презентации.

- Ребята, а что такое валенки? (Это  обувь.)

- Почему эту обувь назвали  - валенками? (Валенки так называют, потому что их валяют, от слова валять)

-  Как еще называют валенки?(ответы детей)

-  Раньше валенки называли по - разному.

В зависимости от региона России:

«пимы» – в Сибири;

«чесанки» и «катанки» – в Нижнем Новгороде;

«валенцы» — в Тамбовской и Тверской областях.

В зависимости от шерсти:

«волнушечки» и «выходки» – валенки из козьей шерсти;

«катанки» – из овечьей. (слайд 3)

- Как вы думаете, почему их называли самовалочки? (ответы детей)

- Правильно, это настоящие валенки, которые делали руками, сами валяли. Получались они  мягкие, теплые, потому что они были сделаны с любовью.

Мастерство изготовления валенок передавался из поколения в поколения.

- Из чего делают валенки? (Из шерсти овец и коз )(слайд 4)

- Какими ножницами стригут животных?(специальными) (слайд 5)

- А что делают с шерстью дальше? (ответы детей)

- Шерсть очищают, моют от грязи, чешут, чтоб она стала мягкой.(слайд 6)  

- Прогоняют через шерстобитную машину, в результате получается  тонкое, мягкое полотно. (слайд 7)

- Из этого полотна словно из пластилина «лепят» форму валенка, вручную выкладывают голенище и подошву.(слайд 8)

- Вываривают заготовку в кипящей воде. (слайд 9)

-Затем эту заготовку натягивают на колодку и отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет обычного для валенка размера. (слайд 10)

-Потом валенок отправляют сушиться, и его остаётся только побрить,
чтобы он сделался мягким и блестящим. (слайд 11)

- Ребята, а вы знаете, чтобы изготовить одну пару валенок мастер затрачивает 3,5 дня. Вот какой процесс долгий и трудный.

- В настоящее время  открыты мастерские,  а в крупных городах появились заводы по  производству валенок..

- Особым признаком качественной обуви, который удивлял многих, считается ее бесшовность.

- Сапог является монолитным изделием, и лишь только для большей износостойкости может быть прикреплена резиновая подошва. (слайд 12)

Физминутка. Игра «Передай валенок».

Дети встают в круг и под музыку передают валенок. По окончании музыки, у кого остался валенок, тот ребенок исполняет частушку про валенки.

- Ребята, давайте поиграем в игру «Назови какие валенки». (Удобные, низкие, высокие, толстые, тонкие, легкие, теплые, узорные, украшенные, красивые, левый, правый, и т.д.) (слайд 13)

- Ребята, кто знает, чем полезны валенки? (слайд 14)

- Помогают справиться с простудой – согревают.

Не зря говорят:

Знает взрослый человек,

Знает даже маленький.

Чтоб зимою не болеть

Надевают валенки.

- Снимает напряжения в ногах и боли в суставах.

- Раньше старики не снимали валенок даже летом, считалось, что они улучшают действие кровообращения в организме.

-Русских солдат зимой обували только в валенки. Для фронта в
 годы войны изготовили около 100 миллионов пар валенок. (слайд 15)

- Ребята, раньше в валенках не только ходили и гуляли, но  и   еще с ними что-то делали? (ответы детей)

- В старину на Крещение девушки бросали валенок за порог или за забор с левой ноги через плечо - куда его носок укажет, оттуда жди жениха.

- В них праздновали масленицу, колядовали, невеста выбирала жениха по валенкам. У кого имелись валенки считались богатыми людьми. (слайд 16)

- Ребята, вы видали валенки-гиганты? (ответы детей).

-Мастера которые изготовили такие большие валенки живут в Вологде, в Санкт - Петербурге. Огромные валенки делали также по заказу клоуна Олега Попова для его номера. Он запрыгивал в них во время представления. (слайд 17)

- Ребята, а вот еще интересно, наша российская сборная в 2002 году на зимней Олимпиаде выступала в валенках с галошами. (слайд 18)

- В городе Пятигорске и в Сыктывкаре уже несколько лет проходят чемпионаты по метанию валенок. (слайд 19)

- Валенки не просто природная натуральная обувь, она ещё и полезная, и самая модная.(слайд 20-22).

- Валенки на Руси были очень дорогим подарком, а иметь собственные валенки было престижно. Валенки берегли, носили по очереди, передавали по наследству.

 Дети, вы знаете  пословицы о валенках? (ответы детей)

- Мы не левые и не правые, потому что валенки.

- С какой бы ноги мужик не встал, валенок всегда оденет правильно.

- Ваньку валять.

- Тупой как валенок.

- Сани и валенки готовь с лета.

- Прост как сибирский валенок.

- Кто раньше встал, того и валенки.

- Без шубы и валенок и зима без конца.

- Готовь ласты зимой, а валенки – летом.

- Ребята,  что это? (показ валенок изготовленных детьми) А как мы с вами их делали?  Они у нас уже высохли и давайте украсим их. Как вы думаете, чем можно украсить наши валеночки? (ответы детей).

Показ образца. 

- Любят русские зимою

 В стужу валенки носить,

 Мы ж из валеночек сможем

 Чудо - сказку сотворить.

Практическая деятельность.

- Ребята, давайте наши валеночки оставим в музее. Пусть все приходят и любуются ими. 

3. Заключительная часть.

- Ребята, что вам понравилось? В чем были затруднения? А сейчас отправляемся в группу.

  

 

 

Дата последнего обновления страницы 25.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения