взаимодействие с педагогами (Корнилова Н.Э.)

МБДОУ "Детский сад "Малышок"  ОРВ п. Урдома"

взаимодействие с педагогами (Корнилова Н.Э.)

 

 

Мастер-класс для педагогов

«Проводим грамоту весело и интересно!»

Цель: дать представление об игровых  приёмах и методах обучения дошкольников старшего дошкольного возраста грамоте.

Оборудование: раздаточный и демонстрационный  материал, используемый на занятиях. Магнитная доска. Дидактические игры. Столы и стулья для участников.

Ход мастер-класса:

1. С чего я начинала обучение грамоте? Использование сказок и историй, примеров из жизненного опыта детей для формирования понятий : речь, письмо, звуки, буквы, рассказы.

Сказка о королях. Формирование понятий: устная речь, слово, письмо, звуки ,буквы. Цель сказки,  обсуждение по вопросам, задаваемым в ходе рассказывания. Сюжет сказки складывается в соавторстве с детьми.

Жили-были два друга-короля. Между их королевствами, которые назывались Золотым и Серебряным, протекала красивая река, через которую они построили мост, чтобы ездить друг к другу в гости. Очень часто они присылали друг другу небольшие подарки, привязывая их к лапке  голубей, которые очень хорошо знали дорогу к каждому из королевств. Но вот однажды на Золотое королевство  напали враги и окружили его. Как сообщить о своей беде другу-королю из Серебряного королевства? Думал, думал золотой король, что делать и дал задание своему придворному художнику нарисовать картину, изобразив на ней окружённое врагами королевство. Художник нарисовал, но картина получилась слишком тяжёлой для даже самого большого и сильного голубя.

Вопрос к детям - Как сообщить другу-королю о своей беде другим способом?

Предлагались варианты: послать гонца, но его захватывали в плен. Победить врага самим, но враг был слишком силён.

Тогда король созвал всех умнейших людей королевства, чтобы они помогли ему придумать, как быть. Три дня и три ночи думали они и вот, наконец, один наимудрейший мудрец предложил отправить Серебряному королю на небольшом холсте какие-то странные, никому не известные знаки. Он объяснил всем, что они означают и все были в восторге! Тотчас же к лапке голубя было привязано послание, и он полетел в Серебряное королевство.

 Когда Серебряному королю донесли, что прилетел голубь, он очень обрадовался, но увидев, что было привязано к лапке, он очень удивился.

Вопрос к детям - Как быть, ведь он ничего не понял?

И тогда решил король послать гонца к своему другу, но и через три дня гонец так и не вернулся. Тогда король, собрав отряд, отправился сам в Золотое королевство. И, конечно же, ещё не доехав до него, он увидел, что случилось. Тот час же король созвал всю свою армию и, застав врасплох врага, разбил его и освободил Золотое королевство.

Конечно же, после великих празднеств Серебряный король спросил у Золотого, что значило его послание. Король и мудрец рассказали, что таким образом они сообщили и про врага, и про окружение, и про то, что ждут помощи. Серебряный король воскликнул: И всё это уместилось на таком маленьком  холсте? Это замечательно!

После этой истории в обоих королевствах все люди были обучены записывать всё, что хотят сказать БУКВАМИ. Появились красивые и интересные книги, вывески на магазинах, люди стали писать друг другу письма.

Правило: Звуки мы слышим, а буквы мы пишем!

Проблемные вопросы к детям: Как сообщить другу, что ты приедешь в гости, если нет телефона?

Что надо сделать, чтобы мама поняла, какой рисунок нарисовал именно ты?

Что делает доктор, когда назначает лечение больному? (заполняет карточку, выписывает рецепт). Зачем нужен рецепт? (чтобы аптекарь знал, какое лекарство нужно больному).

Что нужно сделать, чтобы отправить посылку ( письмо)? (Написать адрес).

Книга. Рассматривание книг и журналов. Раздел: Слово. Предложение.

Цель: Обратить внимание детей, что в книге есть буквы и иллюстрации. Буквы соединяются в слова, которые бывают большими и маленькими. Слова соединяются в предложения, в конце каждого предложения ставится точка. В книге обязательно указывается автор, художник-иллюстратор, место, где была напечатана книга.

Формирование понятий: буква, слово, предложение, текст, иллюстрация.

Выделение звуков в словах.

1. Звуколандия. Что это за страна? В ней живут звуки. Одни – весёлые, поющие. Их зовут -гласные.  Другие – серьёзные, петь не умеют. Могут рычать, мычать, шипеть… Их зовут – согласные. Гласные очень любят красный цвет, а согласные – синий.

2. Знакомство с гласными звуками А,О,И,Э,Ы,У.  Пропеваем , обращаем  внимание на артикуляцию. Учимся слышать их в словах.

3. Знакомство с согласными звуками. Воспитатель ( или любой ребёнок по просьбе) произносит слово, выделяя первый звук, а дети определяют, гласный он или согласный. Он поётся? (да\нет). Согласные звуки шипят, свистят, дддддэкают, ггггэкают…

4. Знакомство с алфавитом. Кто в нём живёт? (буквы). Каждая буква придумана для того, чтобы записывать какой-то звук. Если звук гласный, то букву рисуют красным цветом, если согласный, то буква синяя. В конце первого года обучения (старшая группа) – выделяем буквы Е,Ё,Ю,Я как двухзвуковые, за которыми прячутся по два звука. Какой звук есть за каждой из этих букв? (й). Такие буквы тоже считаются гласными, потому что они поются благодаря гласным звукам А,О,Э,У. В подготовительной группе выделяем буквы, которыми не записываем какой-то звук. Ь – нужен для того, чтобы показать, что букву перед ним надо произносить мягче. Ъ – нужен, чтобы букву перед ним произносили твёрже. Есть буквы, с которых слова не начинаются (ь,ъ,ы).

Игра с мячом. «С какого звука начинается слово…?» , «Назови слово на звук…», « Назови имя, которое начинается на гласный\согласный  звук», « С какого звука начинается слово…., какой он, гласный или согласный?», «Назови слово, в котором есть звук…», «Назови животное, в названии которого есть звук…».

Игры с кругами из картона синего и красного цвета.

« Кто какой звук?»- по сигналу воспитателя (встают, садятся, выходят и пр.) те дети, чей круг обозначает гласный(согласный) звук.

«Составь звуковую схему» - дети, у кого в руках круги синего и красного цвета встают в правильном порядке, остальные проверяют.

«Составь слово» - дети с кругами встают в произвольном порядке, а остальные по схеме составляют слова.

С кругами на магнитах работаем у доски.

Работа со звуковыми схемами на каждого ребёнка.

Схемы к словам из 3-4 звуков.

«Составь слово»,  «Подбери имя»,  «Сколько звуков в твоей схеме, какие они, на какой звук начинается твоё слово, на какой заканчивается»,

Слово. Что такое слово. Что называют слова. Длинные и короткие слова. Слова – противоположности. Слова – предметы, слова – описание, слова – действия.

Игры.

«Назови короткое\длинное слово», «Назови ласковое\грустное\страшное слово».

«Живые слова».

 «Противоположности».

Предложение. Для чего нам нужны предложения? Как отделяются предложения друг от друга? Из чего можно составить предложение? Как мы записываем схему предложения?


Дата последнего обновления страницы 25.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения