Консультация для педагогов

МБДОУ "Детский сад "Малышок"  ОРВ п. Урдома"

Консультация для педагогов

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для педагогов «Инклюзивное образование в ДОУ»

 

 

Составила

тьютор

Костомарова Н.В.

 

 

п. Урдома 2023 г

Слайд 1

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным.

Слайд 2

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) -  это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Слайд 3

 Первая общественная образовательная система, в которую попадает любой ребёнок - это система дошкольного образования. И если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.

Слайд 4

Федеральный государственный образовательный стандарт даёт шанс улучшить перспективы детей. Ведь получать образование перед школой крайне полезно каждому ребёнку, а детям с ОВЗ — особенно. С его помощью они учатся общению с другими детьми, развивают коммуникативные, поведенческие функции, взаимодействуют друг с другом.

Слайд 5

Инклюзивное (включающее) образование– обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Это шаг на пути достижения конечной цели – создания «включающего» общества. «Включающее» образование позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад.

Инклюзивное (или включающее) образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада,обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива; направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

В основе инклюзивного образования лежит идея о том, что все дети – субъекты с различными образовательными потребностями. Инклюзивное образование направлено на разработку таких педагогических подходов, которые обеспечат гибкость образовательной деятельности для удовлетворения этих различных образовательных потребностей, тем самым повышается эффективность обучения и воспитания.

Слайд 6

Принципы инклюзивного образования:

- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

- Каждый человек способен чувствовать и думать;

- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

- Все люди нуждаются друг в друге;

- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников, в тесных социальных контактах, в приобретении опыта построения позитивных взаимоотношений.   Инклюзия увеличивает степень участия каждого ребенка во всех аспектах жизни детского сада, а значит, направлена на снижение степени изоляции детей.

С 1 сентября 2013 года в образовательных организациях реализуется право на совместное обучение детей с ОВЗ и их нормально развивающимися сверстниками согласно   закону «Об образовании в Российской Федерации».

Приказом  № 1022 от «24» ноября  2022 г. Министерства Просвещения  Российской Федерации, утверждены федеральные адаптированные образовательные программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 7

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

В дошкольном образовании – 13 примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования:

ПАООП ДО для обучающихся с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших, перенесших операцию по кохлеарной имплантации)- 3

ПАООП ДО для обучающихся с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием)- 3

ПАООП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР)- 1

ПАООП ДО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА)- 1

ПАООП ДО для обучающихся с задержкой психического развития (далее - ЗПР)- 1

ПАООП ДО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС)- 1

ПАООП ДО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - УО)- 1

ПАООП ДО для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее - ТМНР)- 1

ПАООП ДО для диагностических групп детей раннего и дошкольного возраста - 1

Слайд 8

Инклюзивное образование предполагает:

  • изучение потребностей ребенка;
  • определение того, какая помощь должна быть оказана, чтобы он мог успешно развиваться и достигать образовательных результатов;
  • создание условий для реализации особых образовательных потребностей ребенка.

Слайд 9

Согласно ФГОС ДО инклюзивное образование должно быть направлено на обеспечение коррекции нарушений различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Слайд 10

Преимущества инклюзивного образования :

Социального характера:  

- развитие самостоятельности через предоставление помощи;

- обогащение коммуникативного и нравственного опыта;

- формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие  и      гуманность.

Психологического характера:

- исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности.

Медицинского характера:

- подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме;

- исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;

Педагогического характера:

- рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом);

- активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию.

Слайд 11

Итак, задача современного детского сада состоит не только в том, чтобы приспособить свою деятельность к ребенку с ОВЗ, но и главным образом - перераспределить ресурсы так, чтобы все дети получили возможность принимать посильное участие в образовательной деятельности и находить пути преодоления трудностей.

Слайд 12

Дата последнего обновления страницы 25.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения