Музыкально-оздоровительная работа в детском саду
1 слайд.
2 слайд.
Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ.
3 слайд.
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление в музыкальном воспитании дошкольников,
4 слайд.
Это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
5 слайд.
Цель проводимой музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, обеспечить каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Помимо образовательных и воспитательных задач, такая работа ставит перед собой и оздоровительные:
Задачи:
1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
3. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
6 слайд.
Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей у нас в ДОУ созданы все необходимые условия.
u Музыкальный и физкультурный зал;
u Музыкальные уголки, оснащенные соответствующим оборудованием для проведения музыкально-оздоровительной работы и отвечающие гигиеническим требованиям, своевременное их пополнение;
u Использование в работе музыкального руководителя здоровьесберегающих технологий, способствующих укреплению и сохранению здоровья дошкольников.
u Систематическая работа музыкального руководителя со специалистами и воспитателями;
u Взаимодействие с родителями в вопросах оздоровления воспитанников.
u Привлечение родителей к участию в мероприятиях детского сада (консультации, беседы, праздники).
7 слайд.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование музыкальным руководителем разнообразных здоровьесберегающих технологий. Среди которых -
u Распевки, музыкальные упражнения;
u Пение;
u Пальчиковые и подвижные игры;
u Речевые игры, музицырование;
u Музыкотерапия;
u Релаксация;
u Музыкальные и коммуникативные танцы, игры.
8 слайд.
Валеологические песенки – приветствия -
отличное начало любого музыкального занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению. Также их можно использовать вместо привычной физминутки. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, позитивно влияют на настрой детей, улучшают эмоциональный климат на занятии.
9 слайд.
Доброе утро!
10 слайд.
Дыхательная гимнастика
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе
оздоровления дошкольников.
Медиками доказано, что дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении (в том числе и легочной ткани), способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
11 слайд.
Упражнение «Ладошки» (по А.Н.Стрельниковой)
12 слайд.
Пение.
С помощью вокала можно воздействовать на внутренние органы – так как во время пения у детей происходит мягкий массаж горла, в легких возникает вибрация, в свою очередь влияющие на кровообращение. Пение снимает стрессы и помогает детям избавиться от страхов.
13 слайд.
Самое главное в работе всех педагогов ДОУ - это бережное отношение к голосу ребёнка!
В работе же музыкального руководителя для этого используются распевки, музыкальные упражнения, которые
готовят голосовой и артикуляционный аппарат к пению, формируют певческие навыки, развивают звуковысотный слух, чистоту интонации,
расширяют диапазон.
14 слайд.
Логоритмические распевки:
«Эй, хвостатый, хитроватый»,
«Аты-баты»,
«Снег-снежок»,
«1-2-3-4-5» и другие.
Музыкальные вокальные упражнения по принципу «Эхо»
Педагог поет - дети повторяют.
15 слайд.
Музыкотерапия.
Слушание музыки на повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Очень эффективны активные формы слушания музыки с просмотром репродукций, видео и стихотворной формой.
В детском саду музыка необходима детям не только на музыкальных занятиях, но и в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно.
Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности и даже настроения детей.
В нашем детском саду педагоги практикуют использование музыки во время утреннего приема – ведь отрыв от дома и родителей является пусть небольшой, но каждодневной травмой для ребенка.
Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием классической и специальной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы. Особое внимание мы уделяем музыкально-рефлекторному пробуждению детей после дневного сна. Эта методика разработана Н.Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей. Услышав звучание привычной музыки, малышам легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы несложных упражнений, не поднимая малышей с кровати.
16 слайд.
Речевые игры, музицырование.
(одна из форм оздоровительной работы в музык. воспитании,)
- сопровождаются движениями, звучащими жестами (хлопками, щелчками, шлепками и др.), звуками детских музыкальных инструментов и прекрасно развивает чувство ритма, раскрепощает детей. Дети получают положительный эмоциональный настрой, что сказывается на всем организме ребенка.
17 слайд.
Музыкальные и коммуникативные танцы, игры.
u Благодаря музыкально-подвижным играм ребёнок освобождается от страха, агрессии, нарушения поведения.
u Занятие танцами формирует правильную осанку, тренирует мышечную силу, дает организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта.
18 слайд.
Результатами музыкально-оздоровительной работы являются:
1. Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка
2. Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями)
3. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.
4. Повышение уровня речевого развития
5. Стабильность физической и умственной работоспособности.
Надо отметить, что успех проводимой музыкально-оздоровительная работы зависит не только от работы всего педагогического коллектива ДОУ, но и от отношения к данной проблеме в семье. С целью просвещения родителей по этому вопросу проводятся консультации, открытые занятия, совместные музыкально-спортивные праздники и развлечения. Родители охотно принимают участие в подобных мероприятиях. Использование здоровьесберегающих технологий не только на занятиях в ДОУ, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье. В помощь родителям оформляются папки-передвижки, содержащие артикуляционные, пальчиковые, речевые игры и другой материал, который можно использовать дома.
19 слайд.
Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача Дошкольного учреждения. Организация в детском саду музыкально-оздоровительной работы с использованием современных методов здоровьесбережения обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помогает в комплексе решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка.