Программа индивидуального сопровождения музыкально - одарённого ребёнка "Звонкий голосок"

МБДОУ "Детский сад "Малышок"  ОРВ п. Урдома"

Программа индивидуального сопровождения музыкально - одарённого ребёнка "Звонкий голосок"

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «МАЛЫШОК»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

П. УРДОМА»

 

165720 Архангельская область Ленский район п. Урдома ул. Карла Либкнехта д.49

 

 

                                                                                                                     

 


ПРИНЯТА                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ

На заседании                                                                                     Заведующий МБДОУ                                                                                                          Педагогического совета                                                           «Детский сад «Малышок» МБДОУ «Детский сад «Малышок»                                                         ОРВ п. Урдома» ОРВ п. Урдома»                                                                  ____________ Капустина Д.А

Протокол № 1 от «25» сентября 2021 г.               Приказ № 2/1от «25»сентября 2021 г.

                                          

 

                                                                                                   

                                                                                                          

 

Программа индивидуального сопровождения

музыкально - одарённого ребёнка

«Звонкий голосок»

 

 

 

Срок реализации 1 год

 

 

 

Разработала:

Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

Ефименко Татьяна Валерьевна

 

 

 

 

 

 

2021 год

 


Пояснительная записка

 

Проблема работы с одаренными детьми является очень актуальной в современном мире и интересует многих педагогов.

Очень важно научить ребёнка нестандартно, творчески мыслить. Однообразное повторение одних и тех же действий приводит к потере интереса к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Способности к музыке начинают проявляться рано. К двум-трем годам одарённые дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют. Некоторые начинают петь раньше, чем говорить.

Подражание – это уже ступенька к творчеству. Дальнейшее его развитие приведет к первым попыткам (в пять-шесть лет) придумать что-то свое. Возможно, это будет незатейливая мелодия или простенькая песенка. Но, так или иначе, появление первых произведений знаменует переход на более высокий уровень развития одаренности ребенка.

Исполнительские и творческие способности могут проявляться у детей по-разному. У одних обнаруживается способность к творческому восприятию музыки, у других – к одному из видов исполнительства.

Всё больше современных педагогов придерживаются мысли, что ребёнка надо обучать не только всему необходимому, но и создавать благоприятную атмосферу для раскрытия его талантов и способностей. Нет сомнения в том, что все дети талантливы, нередко это скрыто от окружающих. Найти, раскрыть, способствовать развитию талантов ребёнка – одна из важнейших задач педагога.

 

Данная Программа ориентирована на развитие музыкальных способностей Рыбиной Полины (возраст 6 лет).

Полина посещает подготовительную группу детского сада, начиная с группы раннего возраста. Адаптационный период протекал без осложнений. Речь чистая, чёткая. Очень любит петь и танцевать, декламировать стихи. У девочки был выявлен высокий уровень музыкальных способностей и склонность к творчеству. У неё развито чувство ритма, музыкально – слуховые представления, а также развито ладовое чувство. Полина обладает хорошими вокальными данными. Наблюдая за ребёнком, было отмечено, что она очень активна и раскрепощена, когда речь идёт о музыке, с удовольствием выступает на концертах, театрализованных постановках, где проявляется её эмоциональность, актёрские способности. Девочка старательная, активная, общительная, пользуется авторитетом у детей. Всегда вежлива и приветлива ко взрослым.

 

Цель программы

по поддержке музыкальной одаренности Рыбиной Полины:

 

Создание условий для развития и реализации музыкальных и творческих способностей ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных психологических особенностей.

 

Задачи для реализации данной программы:

 

1. Развивать музыкально - сенсорные способности.

2. Обогащать музыкальные впечатления.

3. Формировать потребность к самовыражению в эстетической деятельности.

4. Развивать коммуникативные способности, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни.

5. Обогащать предметно развивающую среду.

6. Стимулировать ребёнка к творческой импровизации.

7. Организовать просветительскую работу с родителями, вовлечь их в процесс в качестве активных участников и партнёров.

 

Принципы реализации программы:

Системность занятий. Учет индивидуальных особенностей психики ребёнка. Разнообразие музыкального репертуара и его усложнение по сравнению с типовой программой. Предоставление ребёнку условий для творчества и импровизации. Креативность и эмоциональность педагога. Наглядность (картины, костюмы, видеоматериалы и т. д.) Связь с семьей.

Индивидуальные занятия проходят один раз в неделю в игровой форме по 30 минут в течение 9 месяцев. В структуру занятия включены такие виды музыкальной деятельности, как восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность, которые развивают продуктивность мышления, помогают ребенку максимально проявить своё воображение, музыкальные способности, а затем стабилизировать свое эмоциональное состояние. Это подбор мелодий, попевок по слуху на фортепиано, сочинение мелодий и песенок на заданный текст, музыкально-двигательные импровизации, речевые импровизации, творческие задания, импровизационно - творческие игры, пластические этюды.

Чтобы ребёнок легче запоминал и усваивал материал используется метод контрастных сопоставлений, который побуждает ребёнка к осознанию своих впечатлений, проявлениям самостоятельности и творческой активности. На занятиях дается дополнительный теоретический материал, проводится практическая часть, звучит разнообразная музыка в различном исполнении (в аудио и видеозаписи). Использование такого метода, как беседа позволяет расширить представление о некоторых явлениях действительности, при этом учитывается личный опыт ребенка. Применяется также такой вид обучения, как творческий.

Для реализации программы в дошкольном учреждении созданы необходимые условия: имеется музыкальный зал с музыкальным оборудованием, взаимодействие с детской школой искусств. Стараемся поддерживать полученные знания на различных мероприятиях, создаём условия в группе для развития музыкальных способностей девочки.

Система индивидуальных занятий предполагает связь с воспитателем, который наблюдает за ребёнком в группе, старается поддерживать полученные знания на различных мероприятиях, создает условия в группе для развития музыкальных способностей девочки.

Одним из условий осуществления индивидуального подхода к ребёнку является единство требований к нему не только музыкального руководителя, но и родителей. С родителями Полины проводятся индивидуальные консультации, на которых даются рекомендации по развитию ребёнка. Для формирования положительной мотивации к занятиям музыкой предусмотрена экскурсия в детскую школу искусств.

Предполагаемые результаты реализации программы

Образовательные задачи:

Развитие эмоциональности ребенка, как важнейшей основы его внутреннего мира и способности воспринимать, переживать и понимать музыку; умение пользоваться голосовым аппаратом, петь без напряжения, легко, напевно, выразительно. Передавать в позе, жестах, движениях чувства, исходя из музыки и содержания песни. Проявление музыкального творчества, любовь к импровизации в пении, движениях, игре на музыкальных инструментах.

Воспитательные задачи:

Формирование знаний основ музыкальной культуры; проявление самостоятельности, инициативы, яркой индивидуальности в музыкальной деятельности.

Развивающие задачи:

Развитие потенциальных возможностей ребенка. Развитие умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

 

 

 

Содержание программы.

1. Введение.

Ознакомление с содержанием работы по программе

 

2. Развитие музыкально – слуховых представлений.

Сочинение мелодий и песенок на заданный текст. Развитие звуко – высотного слуха, музыкальной памяти. Вокально - речевые игры. Знакомство с музыкальной грамотой, динамическими оттенками, тембровым разнообразием в музыке, упражнения в различении сенсорных свойств в музыке.

 

3. Развитие музыкально - ритмического восприятия.

Развитие чувства ритма при помощи музыкальных игр. Развитие способности активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать музыкальную выразительность ритма и точно воспроизводить последний в движениях. Понятие о длительности звуков, ритмодекламации, эксперименты с шумовыми и музыкальными звуками, игры на развитие ритмической памяти, ритмопластика и импровизация. Творческие задания с ритмическими карточками, знакомство с рифмой, игра на детских музыкальных инструментах, составление ритмических сказок.

 

4. Восприятие музыки.

Игровые действия и творческие игры в процессе восприятия музыки Выражение характера и образа посредством движений. Совершенствование культуры своих движений. Передача интонации музыки и её образ в пластике движений, жанровое разнообразие, разнохарактерность в музыке, темп в музыке. Подбор соответствующих образов к услышанной музыке. Развитие реакции на смену темпа. Многочастные музыкальные произведения.

 

5. Творчество ребёнка.

Музыка как форма самовыражения. Творческие задания: Выражение своего «Я» средствами музыкальной выразительности; создание своего собственного музыкально – творческого продукта. Импровизация в музыкально – творческом процессе как условие для свободы творческой деятельности. Формирование музыкального мышления ребёнка через творческие задания: создаём музыкально - игровой образ, придумываем композицию музыкальной игры Согласование своих действий с характером звучащей мелодии, сменой настроения. Музыкальные игры - драматизации, ассоциативное мышление, игра на музыкальных инструментах, импровизация и творческая деятельность.

 

 

Учебно - тематический план.

 

Тема программы

Тема занятия

Кол-во часов

Формы и методы

Введение

«Введение в мир музыки»

   1

Беседа

Развитие музыкально -

слуховых представлений.

«Мой голос звучит красиво»

   2

Музыкальная игра, дыхательные, вокальные, мимические упражнения

Вокально- речевые игры.

   2

Творческое задание

Развитие звуковысотного слуха

   2

Двигательное моделирование мелодии.

Динамические оттенки

   2

Музыкально- дидактическая игра

Тембровое разнообразие

   2

Дидактическая игра

Тембры музыкальных инструментов.

   1

Музицирование

Музыкальная грамота

   1

Беседа. Музыкальные игры.

Различаем сенсорные свойства музыки

   1

Музыкальная игра

Развитие музыкально - ритмического восприятия

Понятие о длительности звуков»

   1

Беседа

Ритмодекламация.

   1

Поисковые ситуации.

«Подбираем рифмы к стихам»

  1

Звукоизобразительное озвучивание стихов и сказок. Творческое занятие

Игра на детских музыкальных инструментах

   1

Импровизация

«Ритмическая память»

   1

Звучащие жесты

Подыграй ритм»

   1

Метроритмические разминки.

«Ритмическая сказка»

   1

Импровизация речевых

цепочек

Ритм в музыкальных произведениях.

   1

Ритмопластика и музыкально-пластические импровизации

Музыка и

движение.

Учимся передавать интонации музыки в пластике движений.

   1

Пластико- пантомический этюд.

Переживаем музыку. Музыкально - творческое самовыражение.

   1

Музыкально – творческая

 игра

«Жанры в музыке»

   1

Беседа, музыкальная

игра.

Разнохарактерная музыка

   1

Беседа

«Темп в музыке»

   1

Музыкальная игра

Подбираем к услышанной музыке соответствующие образы.

   1

Театрализованная игра

Образные характеристики музыкальных произведений.

   1

Музыкальные игры

«Развиваем реакцию на смену темпа в музыке»

   1

  Дидактическая игра

«Многочастные музыкальные произведения»

   1

  Музыкально-

дидактическая игра

Творчество ребёнка

«Музыкальные игры - драматизации»

   1

Игровые упражнения,

«Создаём музыкально - игровой образ»

   1

   Игровой тренинг

Развитие ассоциативного

Мышления

   1

Цветовое моделирование

Рисование музыкальных

 впечатлений

Игра на музыкальных инструментах

   1

Музицирование

«Звучащие жесты»

1

Пальчиковые, речевые

игры.

Всего

36



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии эффективности программы. Повышенный уровень.

 

                               Критерии

                   

                            Показатели

положительная динамика развития индивидуальных музыкальных способностей

Эмоционально отзывается на музыку разного характера.

Умеет давать развёрнутый ответ эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки.

Развито эмоционально-образное восприятие, умение воспринимать музыку.

Умеет образно мыслить.

Хорошо поет, любит петь вместе с другими, чтобы получилось слаженно.

Умеет выражать в движении характер музыки и её настроение, передавая как контрасты, так и тонкие нюансы: тревожность, грусть.

Умеет слышать и передавать в пении постепенное и скачкообразное движение в музыке.

Сочиняет оригинальные, собственные мелодии

Ритмичность исполнения танцевальных движений и упражнений

Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, всегда вслушивается в них, передает в движении темповые и динамические изменения

Хорошо передает чувства через мимику, жесты, движения.

При игре на детских музыкальных инструментах передает ритмическую пульсацию и простой ритмический рисунок.

Положительная динамика творческой инициативности

Проявляет самостоятельность в выборе способов действий (походка, мимика, жест, движения).

Придумывает свои комбинации танцев (по одному, в парах и т. д.)

С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

Пластична и открыта всему новому. Любит испытывать новые способы решения проблем.

Легко входит в роль другого персонажа, человека и т. д.

Динамика личных творческих достижений

С желанием участвует в конкурсах,

концертах, смотрах

Занимает призовые места в музыкальных конкурсах

Мотивирована к занятиям в детской школе искусств

 

Результаты программы:

 

Итоговая диагностика по дополнительной программе показала следующие результаты: Полина умеет дать развернутый ответ эмоционально образных характеристик своих переживаний музыки, умеет образно мыслить, умеет выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрастны, так и нюансы.

 

Сочиняет собственные оригинальные мелодии, очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, всегда вслушивается в них, передает в движении темповые и динамические изменения. При игре на детских музыкальных инструментах передает ритмическую пульсацию и ритмический рисунок. Развита творческая интуитивность: придумывает свои комбинации танцев, передает чувства и эмоциональные переживания.

 

Полина участвует в районных и муниципальных конкурсах, занимает призовые места.

Дата последнего обновления страницы 25.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения