Т.В. Тыргоалэ, воспитатель
МБДОУ ОРВ «Детский сад «Малышок»
п. Урдома, Ленский район
Воспитание нравственно – патриотических чувства у детей в процессе проектно – исследовательской деятельности.
Среди лесов стоишь ты величаво
Родная наша Урдома,
Кусочек северного края,
Руси великой глубина.
Ю.Сундуков
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из актуальных и важных задач дошкольного образования.
Что такое патриотизм? Патриотизм – это чувство любви к Родине, ощущения себя неотъемлемой частью Отечества. Эти сложные чувства воспитываются еще в детстве, когда идет важный период для становления личности ребенка, период развития представлений о человеке, обществе, культуре.
Путь воспитания любви к своей Отчизне довольно прямолинеен, и выстраивается в логике «от близкого к далекому» - от любви к семье, к детскому саду, к улице, городу до любви к родной стране.
Важным аспектом патриотического воспитания, является историко – краеведческая работа, которая предполагает изучение истории своего родного края с ее традициями и обычаями, героическими страницами, делами знаменитых земляков, и позволяет дошкольникам осознать себя частицей своего народа, стремиться стать достойными хранителями и продолжателями общего дела.
Панорама родного поселка, детский сад, где ребенок получает радость от общения со сверстниками, родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно малыш! Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
В настоящее время работа по воспитанию любви к малой Родине, а именно в нашем поселке Урдома, особенно актуальна и связано это, прежде всего с большим оттоком населения из нашего региона. Поэтому работу по ознакомлению с родным краем, воспитанием любви к «малой» Родине мы считаем важной задачей на сегодняшний день.
Для решения этой проблемы на современном этапе необходимы новые подходы: проектная деятельность как часть комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.
Использование проектной деятельности как средства воспитания патриотизма наиболее эффективно в работе с дошкольниками при условии, что активными участниками педагогического процесса будут не только воспитатели и специалисты детского сада, но и родители детей.
Для того, чтобы дать детям больше знаний о своей малой Родине, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Люби и знай родной свой край !»
Вид: долгосрочный
Тип: информационно-практико-ориентированный
Участники: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители, жители посёлка Урдома
Сроки реализации: 1 год
Цель:
Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, поселка Урдома, местным достопримечательностям.
Задачи:
1.Расширять знания детей о родном поселке Урдома, история, символика, достопримечательности.
2.Пробудить в детях чувство любви к своему поселку, краю, уважение к его традициям и обычаям, умение видеть прекрасное.
3.Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
4.Способствовать формированию позиции будущего гражданина.
5.Воспитывать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Задачи для родителей:
1.Сформировать представление о необходимости передачи семейных традиций от поколения к поколению;
2.Обеспечить нравственно-патриотическое воспитание в условиях семьи;
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Информационно-накопительный:
1.Изучение интереса детей для определения целей проекта.
2.Сбор и анализ краеведческой и художественной литературы для взрослых и детей.
3.Анкетирование родителей. Цель: выявить знания о родном поселке, их заинтересованность в реализации проекта.
II. Организационно-практический.
Совместная деятельность педагога с детьми. Работа с родителями.
1.Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, на темы: “Нянда – Первомайка – Урдома, прошлое и настоящее», «Моё имя, его значение», «О чём рассказали старые фотографии», «Семья. Родословное древо моей семьи»
2.Просмотр видеофильма «Мой родной поселок Урдома», «Наша Родина – Россия»
3.Словотворчество с детьми и родителями «Сочини частушку о крае, поселке»
4.Оформление дидактических игр по краеведению:
«Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Поселок будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
5.Участие в экологических акциях «Сдай макулатуру – спаси дерево», Сдай отработанную батарейку, спаси природу родного края» (совместно с родителями)
6.Разучивание и прослушивание стихов и песен о поселке.
Взаимодействие с родителями. Организация развивающей среды.
Выставка рисунков «Любимый поселок»
Фотоотчеты, информационный поиск. Подбор материалов о поселке, фотоальбом об Урдоме.
Цикл экскурсий по поселку:
- Центральные улицы поселка;
- Детские площадки;
- Знатные красивые места посёлка.
- Экскурсия на выставку мастеров «Народного творчества I половины XX века» в рамках проекта «Воплощенная мечта».
- Экскурсия в детскую школу искусств на выставку художников«…И вычегодские края рождают кисти вдохновения» п. Урдома.
- Экскурсия в библиотеку.
- Экскурсия в пожарную часть.
- Исторические здания поселка. Поисковая деятельность с детьми «История возникновения поселка» (символика, история возникновения )
Подбор дидактических игр по краеведению в познавательно-речевом уголке:
- Знакомство с творчеством урдомских поэтов. (Фомина В.А.)
- Оформление фото-галлереи «Урдома вчера и сегодня!»
- Составление рассказов на тему: «Что бы я рассказал гостям своего поселка»
- Историческая викторина «Знатоки родного поселка»
III. Презентационно – завершающий.
Презентация проекта на родительском собрании «Посмотри, как хорош, наш поселок, где живёшь…»
IV. Контрольно-рефлексивный.
Подведение итогов. Беседа «Я люблю свой поселок».
Следовательно, можно сделать вывод, что метод проектов дает возможность заинтересовать детей новыми формами работы, позволяющий целенаправленно развивать познавательные и творческие способности детей, самостоятельность, ответственность ребёнка перед сверстниками и взрослыми, возможность высказывать своё мнение. Также мне удалось добиться тесного сотрудничества и взаимопонимания с родителями, как полноправными участниками всех мероприятий, проводимых в ДОУ. А значит, проект является эффективным средством патриотического воспитания детей.
Таким образом, в ходе реализации проекта удалось повысить интерес детей и родителей к истории родного поселка, его достопримечательностям и сформировать положительное отношение к семейным ценностям и традициям.