Конспект непосредственной образовательной деятельности "Чудо - пчелки" в старшей группе

МБДОУ "Детский сад "Малышок"  ОРВ п. Урдома"

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Чудо - пчелки" в старшей группе

 

 

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Малышок» общеразвивающего вида п. Урдома»

 

 

 

 

 

 

Конспект непосредственной образовательной деятельности

 «Чудо -  пчелки» в старшей группе.

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Тыргоалэ Татьяна Владимировна

Конспект непосредственной образовательной деятельности

 «Чудо -  пчелки» в старшей группе.

Воспитатель: Тыргоалэ Татьяна Владимировна

Цель.   Формирование представлений об особенностях жизни пчел и природными взаимосвязями.

Задачи.

Образовательные:

1.       Уточнить представления детей о пчелах, их отличий от других насекомых, животных и птиц.

2.       Продолжить знакомство детей о том, что пчелы – полезные насекомые (собирают цветочный сок – нектар, из которого получается мед.

3.       Активизировать словарь: пасека, пасечник, улей, нектар, соты.

4.       Продолжать учить детей отвечать на вопросы, правильно строить предложения.

Развивающие:

1.     Развивать познавательную активность детей,  аккуратность и самостоятельность в практической работе. 

Воспитательные:

1.     Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Предшествующая работа.

Беседы с детьми о насекомых, просмотр презентаций «На пасеке», «Как появляется мед»,  «Пчелка Майя». Чтение художественной литературы: М. Пришвин «Цветущие травы», К. Ушинский «Пчелки на разведке», башкирской народной сказки «Медведь и пчелы», «Сказка про мед», стихотворений, пословиц и поговорок, загадывание загадок. Сюжетно – ролевая игра «Магазин», подвижная игра «Медведь и пчелы».

Материалы и оборудование.

Мультимедийная техника - проектор, экран, ноутбук. Конверт с письмом,  столы. Картинки: заяц, лиса, бабочка, божья коровка, дятел, сова, дупло. Картинки – символы  с изображением: клюв, крылья, следы лап. Две баночки меда (липовый и гречишный). Для практической деятельности по количеству детей: для сот -  треугольники желтого цвета, для пчелок - яйца киндер – сюрприз, полоски черного цвета, крылышки, глазки, усики. 

Методы и приемы:

словесные методы: вопросы, беседа, объяснения, пояснения;

наглядные методы: демонстрация презентации;

- практические методы: аппликация, исследовательская деятельность;

- игровой метод: игры, создание игровых ситуаций.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня  на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

Письмо.

Кто – то бросил нам в оконце,

Посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишко,

Пролетая, обронил?

Может, кот письмо, как мышку,

На окошко заманил?

Ребята, от кого пришло письмо,

Вам хочется узнать?

Тогда надо постараться

Загадку отгадать.

Работящая хозяйка, пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком – он поделится медком.

Воспитатель: Ребята, о ком эта загадка?

Дети: О пчелке.

Воспитатель: Правильно. Письмо нам написала  пчелка Майя.  Она пишет: «Дорогие ребята!  Злая колдунья заколдовала  моих друзей. Она расколдует их только тогда, когда узнает, какую пользу приносят пчелы. Я знаю, вы умные, добрые, отзывчивые ребята. Помогите, пожалуйста».  

Воспитатель: Поможем, пчелке Майе расколдовать ее  друзей?

Дети: Поможем.

Воспитатель: Ребята, злая колдунья, будет наблюдать за нами и подслушивать. Значит, мы должны показать и  рассказать все, что мы знаем о пчелах и их пользе.

Воспитатель: Ребята, подойдите к столу, посмотрите на картинки.  Как можно разделить эти изображения на три группы?

 На столе расположены иллюстрации с изображением зайца, волка, бабочки, божьей коровки, дятла, совы и символы (клюв птиц, следы животных, крылья насекомых).
Дети: Животные, птицы, насекомые.
Воспитатель: А есть ли среди них пчела?
Дети: Нет.

Воспитатель: Проходите на стульчики. Посмотрите, пчелка вышла нас встречать. (слайд 2)
Воспитатель демонстрирует на слайде изображение пчелы, слышно жужжание.
Воспитатель: Как вы считаете, кто такая  пчела – птица или животное?
Дети: Пчела, это насекомое.
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим пчелу. Что есть у пчелы? (слайд 3)

Дети: У пчелы есть: голова, грудь, брюшко, крылья, глазки, усики, жало, шесть ножек. Тело пчелы покрыто волосками желтого и черного цвета.

Воспитатель: Ребята, пчелы появились на нашей планете Земля очень давно. В лесу пчелы строят гнезда в заброшенных норах, дуплах. (слайд 4)

Воспитатель: Как вы думаете, какие пчелы живут в дупле?

Дети: Дикие.

Воспитатель: Но есть пчелы, за которыми ухаживает человек. Где живут эти пчелы, как называются их домики?

Дети: Домики у пчел называются - ульи. (слайд 5)

Воспитатель: Как можно назвать пчел, если они живут рядом с человеком?

Дети: Домашние.

Воспитатель: А как называется место, где находятся ульи?

Дети: Пасека.

Воспитатель: Как называется человек, который занимается разведением пчел?

Дети: Пасечник (пчеловод). (слайд 6)

Воспитатель: Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Дикие и домашние пчелы».

Игра «Дикие и домашние пчелы».

Воспитатель: Проходите на стульчики. Давайте, поговорим о том, как же живут пчелы? (слайд 7)

Рассказ воспитателя.

Воспитатель: Пчелы живут семьями в заботах и трудах! В каждой пчелиной семье есть самая главная пчела матка, ее называют царицей пчел. По размеру она самая большая. Ее главная работа - откладывать яйца, из которых появляются маленькие пчелки.  В семье есть трутни - пчелы самцы. Они помогают самке в разведении пчел. Трутни меньше чем пчела матка, но крупнее рабочих пчел. Большую часть в пчелиных семьях составляют рабочие пчелы. В народе их называют хлопотуньи, труженицы. Они добывают сладкий нектар и цветочную пыльцу, заботливо кормят подрастающих личинок. Ранним утром, пчелы – разведчицы вылетают из улья и отправляются на поиски медовых трав, душистых цветов. Потом они возвращаются обратно в родной улей и начинают веселый танец.  Что пчелы показывают этим танцем? (слайд 8)

Дети: По танцующим движениям  пчелы понимают, где находится поляна с цветами. Если цветущая поляна находится поблизости от улья, пчелы танцуют по кругу, а если далеко  - танцуют восьмеркой.

Воспитатель: Что делают дальше пчелы?

Дети: Затем все рабочие пчелы вылетают из улья и летят вслед за пчелами – разведчицами.

Воспитатель: Ребята, чем собирают пчелы цветочный  нектар?

Дети: У пчелы есть специальный хоботок. (слайд 9)

Воспитатель: У насекомого есть специальный хоботок, которым она собирает капельки нектара. Нектар пчела переносит в специальном органе, который называется медовым желудочком. Ребята, давайте, превратимся в пчел и покажем, как они собирают нектар.

Раз, два, три, повернись

В пчелок, превратись! (надевают на руки вязаные пчелки)

Разминка «Танец пчел».

Игра – массаж ладоней, пальцев.

Раз, два, три, четыре, пять

Сели на цветок опять

Лапками гребем, гребем

Весь нектар мы соберем!

Воспитатель:  Ребята, пчелы собрали цветочный нектар и что делают с ним дальше?

Дети: Потом пчелы несут нектар в улей.

Воспитатель: Пчелы приносят нектар в улей, где передают его другим пчелам-приемщицам.  Немного нектара пчелы съедают сами, а остальной несут в улей и передают пчеле – приемщице.  Пчела - приемщица много раз, выпускает капельку нектара на хоботок и снова заглатывает ее, при этом вода из нектара испаряется, мед становится густым.  Готовый мед пчела кладет в свободную ячейку. (слайд 10)

Воспитатель: Как называются эти ячейки?

Дети: Соты.

Рассматривание картинки соты.

Воспитатель: Какую форму имеют соты?

Дети: Шестиугольную.

Воспитатель: Давайте попробуем сложить соты из треугольников.  

Дети складывают из треугольников соты.

Воспитатель: Ребята, соты мы сложили, а пчел нет. Кто же их будет наполнять медом?

Давайте, расколдуем и оживим пчел, которых заколдовала колдунья.

Практическая деятельность.

Из пластиковых формах (от киндер – сюрпризов) дети делают пчел. Наклеивают недостающие элементы (на туловище: черные полоски, крылышки; на голову: глазки, усики).

Воспитатель: Ребята, молодцы, какие красивые у вас получились пчелки. Вы сделали доброе дело. Подружки пчелки Майи расколдованы, давайте с ними поиграем.

 Физминутка.

Рано утром солнце встало,

А пчела уже в трудах.

Собирает мед в цветах.

Две корзинки соберет

В домик – улей отнесет,

А потом летит на луг.

Так весь день, за кругом круг.

Воспитатель: Ребята, а мед, который вырабатывают пчелы, полезный или нет? Чем мед полезен для человека? (слайд 11)

Дети: Мед лечит от простуды.

Воспитатель: Пчёлы - самые полезные насекомые земного шара. Мед помогает при простуде, им лечат раны. Раньше люди не умели делать сахар, вместо сахара они ели мед. Сейчас мед добавляют в торты, конфеты. Вот как много пользы приносят пчелы.  Можно их ловить и уничтожать?

Дети: Нет. Ловить и уничтожать их нельзя.

Воспитатель: Ребята, я думаю, вы не будете причинять вред пчелам, и они вас отблагодарят своим сладким лакомством, вкусным медом.

Мы с вами доказали, что пчелы полезные насекомые, и думаю, что злая колдунья, все это слышала и расколдовала друзей пчелки Майи. (слайд 12)

Воспитатель: Добро победило зло. Пчелки расколдованы. На этом наше занятие подходит к концу.  Что нового вы узнали?

Дети: Пчелы полезные насекомые. Чтобы пчела не укусила, ее нельзя дразнить.

Воспитатель: А нас с вами пчелка Майя поблагодарила за доброе дело и угостила медом. В группе мы попьем чай с этим печеньем.

Дегустация меда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 25.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения