муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Малышок» общеразвивающего вида п. Урдома»
Заочный творческий конкурс
«Педагог – педагогу»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
на тему: «Валяние сувенирных валенок» в подготовительной группе.
Тыргоалэ Татьяна Владимировна,
воспитатель первой
квалификационной категории
п. Урдома, 2017г.
Конспект непосредственной образовательной деятельности
«Валяние сувенирных валенок» в подготовительной группе.
Воспитатель: Тыргоалэ Татьяна Владимировна
Цель: Обогащение знаний детей о русской народной зимней обуви – валенках, истории и этапах их изготовления, вариантах декора.
Задачи:
1.Познакомить детей с процессом изготовления валенок – способом валяния.
2.Развивать интерес к изготовлению валенок, познавательную и творческую активность; умение доводить начатое дело до конца.
3.Воспитывать интерес и уважительное отношение к русским народным традициям и промыслам.
Интеграция областей: речевое развитие; социально - коммуникативное развитие; художественно - эстетическое развитие.
Словарная работа: музей, валяние, пупырчатая пленка, голенище.
Виды деятельности: коммуникативная, продуктивная, игровая.
Формы организации совместной деятельности: беседа, мастерская по валянию валенок.
Предварительная работа: беседа о процессе изготовления валенок – способе валяния; аппликация «Эх, валенки, малы, да удаленьки»; рисование «Мы модельеры – украшаем валенки», разучивание стихотворений, частушек, пословиц.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: сувенирные валеночки из шерсти.
Раздаточный материал: шерсть для валяния, упаковочная пленка с пузырьками, тканевая сеточка, шаблон валеночек из поролона, мыльный раствор, ножницы, клеёнка на стол, салфетка для обтирания рук.
Ход НОД:
1. Вводная часть. Организационный момент.
- Ребята, у меня для вас есть новость. В нашем детском саду открывается музей. Кто знает, что такое музей? (ответы детей)
- Правильно, дети. Музей – это учреждение, где хранятся, изучаются и выставляются для показа ценные произведения искусства, предметы, которые имеют большое историческое значение для людей.
- А какие предметы будут выставлены в нашем музее, вы узнаете, когда отгадаете загадки.
1.На вид – сапожки,
Да только не из кожи.
Из шерсти их изготовляют
Не шьют, не вяжут, а валяют. (валенки)
2. Знает взрослый человек,
Знает даже маленький.
Чтоб зимою не болеть
Надевают (валенки).
3. Тёплые, удобные
Ноги согревают,
Долго, долго по сугробам
Ходить позволяют? (валенки)
- У нас в детском саду «Малышок» открывается музей «Русский валенок». Для музея собраны различные валенки: маленькие, большие, в виде различных зверюшек и много других. Ребята, а вы хотите, чтобы ваши валенки вошли в историю нашего музея? (ответы детей)
- У нас сегодня открывается мастерская по валянию валенок, под названием «Сделай сам». Я вам предлагаю стать мастерами и изготовить маленькие сувенирные валеночки. А затем, когда наши валеночки будут готовы, мы выставим их в наш музей.
Рассматривание валеночек.
А теперь пора браться за работу.
2. Валяние валенок.
Воспитатель рассказывает и показывает процесс работы. Дети выполняют за воспитателем.
- Кладем на клеенку перед собой шаблон валенка.
- Левой рукой держим кусок шерсти, а правой рукой вытягиваем шерсть, не выдергиваем и не отрываем. Вытаскиваем полупрозрачный клочок шерсти и раскладываем на шаблон, так покрывая всю поверхность. Все шерстинки раскладываем равномерно в одном направлении. Если шерстинки оказались длиннее, чем шаблон, потом все завернется и заваляется. Итак, выложили мы с вами первый слой.
- Начинаем выкладывать второй слой, раскладываем шерстинки точно также, но уже в другом направлении. Второй слой готов.
- Выкладываем третий слой, раскладываем шерстинки в том направлении, как первый слой. Третий слой готов.
- Смачиваем шерсть теплым мыльным раствором, не слишком сильно, чтобы вода не проливалась на пол.
- Накрываем сеточкой из ткани, кладем на сеточку ладони и слегка прижимаем несколько раз. Приподнимаем сеточку, смотрим, если в некоторых местах шерсть сухая, еще нужно намочить. Снова прижимаем, для того чтобы вся шерсть пропиталась мыльным раствором. Убираем сеточку.
- Затем аккуратно подцепляем шаблон вместе с шерстью и переворачиваем.
-Начинаем загибать шерсть, которая вышла за края шаблона. Стараемся лучше расправлять шерсть, чтобы меньше было складочек. Завернули шаблон.
- Теперь начинаем выкладывать шерсть с этой стороны также как и с прежней.
- Выкладываем три слоя.
- Смачиваем мыльным раствором.
- Закрываем сеточкой из ткани, прижимаем. Снимаем сеточку.
- Переворачиваем шаблон и загибаем торчащие края шерсти.
- Еще раз смачиваем наши будущие валеночки теплым мыльным раствором, накрываем пупырчатой пленкой и начинаем валять (тереть). Валяем до тех пор, пока не увидим, что шерсть перестала отслаиваться.
- Дальше берем ножницы и разрезаем наши валенки посередине на две равные части. Удаляем поролоновый шаблон.
- Надеваем валеночки на пальцы, смачиваем теплым мыльным раствором и продолжаем тереть валенки об пленку с пузырьками, помогая в трудных местах пальцами. На этом этапе можно уже тереть посильнее.
- Чаще окунайте валенки в теплую воду, быстрее сваляются.
- Вот почти валенки готовы. Выравниваем верхнюю часть валенок, голенища. И еще потерли валенки, в тех местах, где были срезы. Проверяем, чтобы валенки были ровные, если какой – то валенок получается больше размером, поваляйте его отдельно.
- Готовые или нет валенки можно проверить: если от валенка отделяется несколько шерстинок – то валенок свалялся, а если зацепилось больше – нужно валять дальше.
- У кого уже валенки готовы прополаскиваем их от мыла. И кладем сушиться.
3. Заключительная часть.
- Ну что, мастера, как думаете, вы справились с работой? Трудно было? Когда валеночки высохнут, мы их сделаем еще красивее, украсим их бусинками, бантиками, тесемочками. Молодцы, все потрудились от души! А сейчас можно отдохнуть. Кончил дело – гуляй смело!