Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию на тему «Электричество вокруг нас» для детей подготовительной группы
Программное содержание.
Цель: Обобщение и расширение знаний детей об электричестве.
Задачи:
· Развивать представление детей об электричестве, электроэнергии, расширяя представления детей о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку;
· Закрепить знания детей об электрических приборах и их предшественниках;
· Закрепить правила безопасного обращения и поведения с электрическими приборами;
· Познакомить с понятием «статическое электричество»;
· Развивать стремление к экспериментальной деятельности через опыты;
· Создать у детей эмоционально-позитивный настрой.
Оборудование: воздушные шарики, расчески, бумажное конфетти, пластмассовые шарики и кирпичики, шарики из пенопласта, парные карточки с изображением предметов, часы, батарейки, коробка для часов, загадка на листе бумаги.
Предшествующая работа: чтение рассказов: «Величество электричество» Елисеева Я., «Сказка про старую электрическую лампочку» Каминская Е.А., Дидактическая игра « Четвертый лишний » «Чего не стало », « Отгадай по первому звуку» « Что за слово спряталось».
Методические приемы: наглядный, словесный, практический, игровой.
Словарная работа: электричество, электрический ток, правила безопасности, провода, розетка, электрические приборы, электрическая вилка, шнур, статическое электричество.
Ход занятия:
Дети входят в комнату, встают возле воспитателя.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем заниматься увлекательным делом, но сначала послушайте загадку, отгадка, которой находится в этой коробке:
Ходят лежа, ходят стоя,
Крутят черные усы.
Без звонка они, без боя
Просто точные (часы)
Что это?
Дети: Часы
Воспитатель: Сейчас мы посмотрим, правильно ли вы отгадали загадку (воспитатель открывает коробку). Правильно, молодцы, посмотрите, это часы. А теперь закройте глаза и внимательно прислушайтесь к часам, все ли в порядке с ними, они тикают?
Дети: нет.
Воспитатель: Что же с ними случилось?
Дети: сломались, сели батарейки.
Воспитатель: (осматривает часы с детьми) Вы правы, нет батарейки. Сейчас попробуем поставить батарейку. Часы заработали, послушайте теперь?
Дети: да, часы тикают, стрелки двигаются.
Воспитатель: Когда мы поставили батарейку, от нее к часовому механизму пошел электрический ток и часы заработали. Ребята, а у нас в группе есть электричество?
Дети: Да
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: В группе есть розетки, выключатели, провода.
Воспитатель: Ребята, что работает с помощью электричества?
Дети: телевизор, холодильник, чайник, микроволновка и т.д.
Воспитатель: А как все это можно назвать одним словом?
Дети: электроприборы.
Воспитатель: правильно. А они помогают человеку?
Дети: Да
Воспитатель: Ребята, раньше, в давние времена, у людей не было электричества и они обходились без электроприборов, например, когда нам жарко мы включаем вентилятор или кондиционер, а раньше люди пользовались веером. Я вам предлагаю поиграть в игру «Найди пару» (на одном столе лежат картинки с современными электроприборами, а на другом – их древние предшественники, приборы которыми пользовались до появления электричества)
Дети берут из коробочки по одной карточке, на которой изображен электроприбор, далее на столе подбирают карточку «пару».
Игра "Найди пару»
Пылесос |
Веник |
Электрочайник |
Чайник |
Машинка для стрижки |
ножницы |
Стиральная машина |
Тазик с доской |
Настольная лампа |
Свечка |
Воспитатель: Какие вы карточки подобрали? Объясните свой выбор.
Дети: ответы
Воспитатель: Молодцы! Я с вами согласна, электроприборы наши лучшие помощники, без них человеку было бы трудно. Ребята, скажите, электричество, при помощи которого работают электроприборы - опасно для человека?
Дети: Да.
Воспитатель: Чем опасно?
Дети: Может поразить током, что-то загореться.
Воспитатель: Действительно, поэтому нужно соблюдать правила безопасности в работе с электроприборами. Внимательно посмотрите на картинки, подумайте и скажите, что они обозначают? (дети присаживаются на стульчики напротив экрана, на который выводятся картинки с помощью видеопроектора)
Слайд №1.
|
Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам. Можно получить удар током, так как вода является проводником электрического тока.
|
Слайд №2
|
Нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.
|
Слайд №3
|
Не касайтесь руками оголённых проводов! По оголённому, не защищённому обмоткой проводу, течёт электрический ток, удар которого может быть смертелен.
|
Слайд №4
|
. Нельзя вставлять в электрическую розетку посторонние предметы, особенно металлические! Потому что ток, как по мостику переберётся по предмету на вас и может сильно повредить здоровью.
|
Слайд №5
|
Не оставляйте включенные электроприборы без присмотра! Включенные электроприборы могут стать причиной пожара. Уходя из дома, всегда проверяйте: потушен ли свет, выключены ли телевизор, магнитофон, электрообогреватель, утюг и другие электроприборы.
|
Дети рассматривают карточки, делают выводы.
Воспитатель: При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством и электрическими приборами. Теперь давайте вместе дадим отдохнуть нашим глазкам и сделаем гимнастику(дети встают возле стульчиков и повторяют движения за воспитателем):
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.
Воспитатель: Сейчас, ребята, я хочу познакомить вас с электричеством, которое не опасно и называется оно статическое. Давайте все вместе повторим?
Дети: статическое
Воспитатель: знакомиться мы будем со статическим электричеством, играя с ним
Воспитатель: Хотите поиграть со статическим электричеством?
Дети: Да
Воспитатель: Посмотрите, на полу лежат шарики. Попробуйте повесить их на стену.
Дети: ничего не получается.
Воспитатель: Попробуйте шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. (Дети пытаются потереть шарики и повесить на стену)-Что вы видите?
Дети: шарик повис на стене.
Воспитатель: Какой вывод можем сделать?
Дети: ответы
Воспитатель: В наших волосах живет статическое электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы. Шарик стал электрическим, поэтому притянулся к стене.
Ребята, как вы думаете, когда еще можно увидеть электричество в волосах?
Дети: когда расчесываемся
Воспитатель: А давайте попробуем другие предметы сделать электрическими. Поднесите расческу к бумаге. С бумагой что-то происходит?
Дети: нет
Воспитатель: Как заставить бумагу притянутся к расческе?
Дети: ответы
Воспитатель: Как шарики притянулись к стене?
Дети: натирали о волосы, ловили электричество в волосах
Воспитатель: Что надо сделать, чтобы бумага притянулась к расческе?
Дети: потереть ее о волосы
Воспитатель: Попробуйте провести расческой по волосам, а затем поднесите расческу к конфетти. Почему притянулись кусочки бумаги?
Дети: ответы
Воспитатель: Какая расческа стала?
Дети: электрическая
Воспитатель: Как она стала такой?
Дети: потерли о волосы, поймали электричество в волосах
Воспитатель: Молодцы! Вы опять поймали электричество. Предлагаю вам провести еще один опыт со статическим электричеством, хотите?
Дети: Да
Воспитатель: Девочки возьмите пластмассовые шарики, а мальчики-пластмассовые кирпичики и прикоснитесь к шарикам (пенопластовые). Что вы видите?
Дети: лежат спокойно.
Воспитатель: Сейчас попробуйте сделать эти обычные предметы электрическими при помощи одежды, которая на вас. А как это сделать?
Дети: потереть.
Воспитатель: Что вы видите?
Дети: Предметы притянулись, прилипли.
Воспитатель: Какие стали предметы?
Дети: Электрическими.
Воспитатель: Как они стали электрическими? Какой вывод можно сделать?
Дети: Статическое электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
Воспитатель: Вот как можно интересно играть со статическим электричеством. Какие вы молодцы! Чему вы научились сегодня?
Дети: делать предметы электрическими
Воспитатель:- А как мы их делали электрическими?
Дети: ловили электричество в волосах и одежде
Воспитатель: Вам понравилось играть с этим электричеством?
Дети: Да
Воспитатель: Это электричество опасно?
Дети: нет, оно доброе, неопасное
Воспитатель: Как называется доброе электричество?
Дети: статическое)
Воспитатель: На память о нашем занятии возьмем воздушные шарики, которые висят на стене. Дома вы сможете показать своим родителям, как можно играть со статическим электричеством.