Педагогический тренинг для педагогов, посвященный Международному дню музыки

МБДОУ "Детский сад "Малышок"  ОРВ п. Урдома"

Педагогический тренинг для педагогов, посвященный Международному дню музыки

 

 

МБДОУ «Детский сад «Малышок» ОРВ п. Урдома»

 

 

 

Занимательные страницы музыки

 

Педагогический тренинг для педагогов, посвященный Международному дню музыки

 

 

Цель:

Расширить кругозор педагогов и пополнить их знания о музыке.

 

Материал и оборудование: Мультимедийное оборудование, презентация, карточки с кроссвордами, ребусами, анаграммами, нотки (синие, красные), фишки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальный руководитель Ефименко Татьяна Валерьевна

 

2019 г.

Титульный лист (Слайд 1)

Добрый день, уважаемые коллеги! Кто знает, какой сегодня праздник? Да, сегодня Международный день музыки. Этот праздник уже более сорока лет отмечается во всем мире 1 октября. (Слайд 2)

 

И от грусти, и от скуки

Могут вылечить нас всех

Озорных мелодий звуки,

Песни, пляски, шутки, смех…

Золотой волшебной рыбкой

Может музыка блеснуть

И по-дружески, с улыбкой

Вдруг в глаза нам заглянуть.

Может песней-полусказкой

Нас, шутя, развеселить

И рассыпаться вдруг пляской,

В хороводе закружить.

Известный детский композитор Дмитрий Борисович Кабалевский сказал: «Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее». Действительно, музыка окружает нас повсюду, она обладает невероятным магнетизмом и энергетикой. (Слайд 3)

Мы назовем нашу сегодняшнюю встречу «Занимательные страницы музыки» и главными ее участниками станете вы, дорогие друзья! Мы покажем свои знания, умения и таланты, вспомним и узнаем много интересного об огромной стране под названием «Музыка».

Предлагаю вам разделиться на две группы и придумать своей команде музыкальное название (с помощью синих и красных ноток определяем команды).

Прежде чем команды начнут свои выступления, я расскажу, каким был первый музыкальный инструмент.

Возможно, прообразом первого инструмента были руки человека, вначале люди пели, прихлопывая в ладоши. Затем люди стали брать в руки две палки, два камня, ракушки и вместо хлопков в ладоши, ударять ими друг о друга, извлекая тем самым различные звуки.  (Слайд 4)

Возможно, это было дерево с дуплом. Первобытный человек ударил по дереву, и оно зазвучало. Человек ударял по дереву, то ускоряя, то замедляя темп. Мелодию на дереве, конечно, сыграть нельзя было, зато можно было подать сигнал. Правда, для этого приходилось каждый раз идти к своему дереву. И первобытный «музыкант» сделал инструмент поменьше, чтобы брать его с собой. (Слайд 5)

Возможно, это была кость. Однажды за ужином человек дунул в кость и раздался свист. Звук походил на птичий свист, пронзительный и громкий. Неужели полую кость и кусок выдолбленного дерева можно считать музыкальными инструментами? Оказывается, можно. Из одного полого предмета извлекаешь глухой звук, из другого – более звонкий. (Слайд 6)

А может тетива лука стала прообразом первого музыкального инструмента? Ведь, когда пускаешь стрелу, она звенит. И звенит по-разному, в зависимости от того, как она натянута – сильнее или слабее. Так появилась мелодия, а вместе с мелодией – музыкальные инструменты. (Слайд 7)

Я думаю, что каждая версия появления первого музыкального инструмента имеет место быть. Как вы думаете, прообразом каких муз. инструментов были дерево, кость и тетива? И все эти инструменты делятся на группы (ударные, духовые, струнные). (Слайды 8-10)

А сейчас подошло время для состязаний наших команд!

1 задание. Разгадать ребусы, в которых зашифрованы музыкальные инструменты. (Слайд 11 )

С заданием наши команды справились отлично. Прошу отгадать загадку.  На листочке, на страничке,

     То ли точки, то ли птички.

     Все сидят на лесенке

     И щебечут песенки. (Ноты)  (Слайд 12)

Думаю, нашим участникам не составит труда назвать все ноты.

2 задание. Вписать названия нот в пустые места так, чтобы получились слова. Чья команда справится быстрее.

 

С…коть                                          …па

Во…мерка                                     ...нута

… …но                                             ...гот

Во…росли                                    Пе...ход

…гнал                                              ...ждь

…ллар                                          К..пость

Ш..пка                                               …мень

…ры                                                Ря…вой

 

 

А теперь – новое задание для наших участников: проверим их знание певческих голосов.

Ноты голос подхватил,

полилась и песня вширь.

Женский, детский и мужской –

ряд заполни, где какой… (Слайд 13)

 

3 задание. Решить кроссворд «Голоса» – вписать в горизонтальные ряды клеток названия пяти певческих голосов. (Слайд 14)

В музыке существуют три основных жанра. Много лет назад замечательный педагог и композитор Д.Б. Кабалевский сравнил музыкальные жанры с «Тремя китами», на которых держится вся музыка

Они не живут в океане,

Планктонов они не жуют,

Повсюду они рядом с нами

Шагают, танцуют, поют.

А без них была бы жизнь пуста,

Очень пасмурной была б и пресной.

Хорошо, что есть у нас три кита –

Танец, марш и песня! (Слайд 15)

Сегодня мы с вами остановимся на разновидностях марша, а их в музыке великое множество: громкие и тихие, высокие и низкие, веселые и печальные. Следующее задание для команд – вспомнить и записать виды маршей.

4 задание. Виды марша. Команды записывают марши и по очереди их называют. (Слайд 16)

    А сейчас я предлагаю выбрать в каждой команде по одному участнику, которые покажут нам мини-сценку – «Сказку про ловкого солдата»

(Слайд 17)

Участники наряжаются в костюм Солдата и Царя.

Царь проверял однажды караул и увидел, что один солдат-то вроде спит.

- Спишь? – спрашивает царь.

Никак нет! – отвечает Солдат, - не сплю!

Царь: А что ты делаешь?

Солдат: Звезды считаю!

Царь: Ну, и много насчитал?

Солдат: Здесь тьма тьмой, а здесь не успел сосчитать – вы помешали…

Царь: Попробуй, проверь этого Солдата! (участники садятся на места)

А если бы солдат и впрямь вздумал звезды пересчитать, смог бы он это сделать? Нет, конечно! Их на небе видимо-невидимо. А сколько на Руси песен? Их также невозможно сосчитать, как и звезды на небе.

Народ всегда любил песню – и веселую, и грустную. Она сопровождала людей во время труда и вовремя праздников, помогала работать и отдыхать. Не зря мудрость говорит: «Песня не гость, а товарищ».

Именно с русской песней, а точнее с её жанрами, связано наше следующее задание. 

5 задание. Расшифровать анаграмму – переставить слоги в горизонтальных рядах так, чтобы получилось название пяти жанров русских народных песен. (Слайд 18)

Подошло время и для задания, которое поможет нашим участникам вернуться в детство и проверить знания песенок из мультфильмов.

6 задание. «Угадай мелодию» (Слайд 19)

1. «Чебурашка»                                  

2. «Песенка друзей» из м/ф «Бременские музыканты»                                       3. «Я на солнышке лежу…»              

4. «Чунга-чанга»

5. «Антошка»                                  

6. «В траве сидел кузнечик»

7. «На шагающих утят…»                

 8. «В лесу родилась елочка»

9. «Ложкой снег мешая…»                

10. «Пусть бегут неуклюже…»

11. «Голубой вагон»                          

12. «Неприятность эту мы переживем»

          Настало время для нашего последнего задания, с помощью которого мы закрепим все наши музыкальные знания.

7 задание. «Разгадай кроссворд» (Слайд 20)

Вот и подошла к концу наша встреча и я благодарю всех за активное участие! Сегодня вы узнали много интересного и познавательного о музыке. Я уверена, что эти знания вам пригодятся в важном деле приобщения детей к музыкальному искусству. (Слайд 21)

 

 

 

Используемая литература:

Ж-л «Музыкальный руководитель» № 7 2017 стр. 30

                                                  № 5 2012 стр. 64

                                                   № 5 2018 стр. 55

 

Ветер чуть слышно поёт,

Липа вздыхает у сада –

Чуткая музыка всюду живёт –

В шелесте трав, в шуме дубрав,

Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,

Падает гром с небосвода –

Это мелодией вечно своей

Мир наполняет природа!

Тихие слёзы свои ива роняет у брода…

Только приветствуют ночь соловьи

Звоном ветвей, песней дождей

Мир наполняет природа.

Птицы встречают восход,

Ласточка солнышку рада!

Чуткая музыка всюду живёт,

Только прислушаться надо.

 

Дата последнего обновления страницы 25.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения