Конспект непосредственно образовательной деятельности "Береза - символ Родины моей".

МБДОУ "Детский сад "Малышок"  ОРВ п. Урдома"

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Береза - символ Родины моей".

 

 

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад» общеразвивающего вида п. Урдома»

 

 

 

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 «Береза – символ Родины моей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Тыргоалэ Татьяна Владимировна

Конспект НОД «Береза – символ Родины моей».

Воспитатель: Тыргоалэ Татьяна Владимировна

Цель: Формирование представлений у детей о русской березе, как о символе Родины.

Задачи:

1.     Обобщить представления детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях,

 полезных свойствах, роли в жизни человека.

2.     Развивать любознательность, кругозор, интерес к исследовательской деятельности.

3.     Воспитывать навыки бережного отношения и любви к природе.

Активизация словаря: береста, березовая роща, чечевички, спилы, лучина, бетулин.

Материалы и оборудование: проектор, экран, предметы из бересты, игра  «Собери

 картинку», спилы, материал для опыта – кора, бумага, тарелочки с водой, ленточки.

Предварительная работа: беседы, чтение и  разучивание стихов о березе, рисование

 «Белоствольная береза», наблюдение и рассматривание деревьев на участке ДОУ.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поприветствуем

 наших гостей.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуйте, мои друзья,

Здравствуй, Родина моя!

Дети проходят на стульчики.

Воспитатель. Ребята, послушайте песню. ( Звучит песня «С чего начинается Родина?) О чем в ней поется?

Дети. О Родине.

Воспитатель. Как вы думаете, что такое Родина?

Дети. Родной дом, поселок, край.

Воспитатель. Ребята,  у каждого человека есть своя малая Родина. Это место, где он

 родился и живет. Как называется наша малая Родина?

Дети. Поселок Урдома.

Воспитатель.  Как называется наша большая страна?

Дети: Россия. (Слайд 2)

Воспитатель: А как можно назвать нас, живущих в России?

Дети: Россияне.

Воспитатель. Как называется самый главный город нашей страны?

Дети. Главный город нашей страны Москва. (Слайд 3)

Воспитатель. Наша Россия большая и богатая страна.  У каждой страны есть свои

 символы и достопримечательности, которыми гордится она и отличается от других стран.

 Что представляете вы, когда говорите о России? 

Дети. Герб, флаг, матрешка, медведь, ромашка, береза. (Слайд 4) 

Воспитатель. Правильно. У каждой страны есть свои символы, которыми люди гордятся.

А о каком символе России мы будем сегодня говорить, вы узнаете, когда

 

 отгадаете загадку.

 

Это дерево — символ России,

От него исходит нежный свет,

Делится своей целебной силой,

И роднее дерева нам нет.

Как распустит кудри золотые —

Так девчата встанут в хоровод.

А полюбит дерево кого-то —

Счастье и удачу принесёт.

Дети. Береза. (Слайд 5)

Воспитатель.  Правильно, это берёза. Поговорим сегодня о красавице русского леса -  стройной, белоствольной березке. Русская береза – это краса и гордость России. За свою красоту березу называют – символом нашей страны.

А мы с вами родились в России,

В стране, где жара и мороз,

Где небо то хмуро, то сине

В стране тонкоствольных берез!

Воспитатель. У березы очень необычная кора, чем она необычна?

Дети. Кора у березы белая. (Слайд 6)

Показ коры березы.

Воспитатель. Это единственное в мире дерево с белой корой – берёза белоствольная. Это делает её особенно красивой, трогательной, нежной. В ней имеется вещество – бетулин, которое окрашивает кору в белый цвет. Плохо бы пришлось березке без этого вещества. Кора у нее тонкая, нежная и дерево могло бы получить в жару солнечные ожоги. А с белой корой ствол в жаркий день остается прохладным.  Что видите на белой коре?

Дети. Черные полоски.

Воспитатель. Объясните, а что это за черные полоски на коре? Как они называются?

Дети. Чечевички, через них березка дышит.

Воспитатель. Ребята, как же называют белую кору березы?

Дети. Береста.

Воспитатель.  Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных

 воздействий человека.

Воспитатель. Посмотрите, здесь на подносе лежат кусочки бересты и бумаги, давайте

 проведем эксперимент, пропускает ли воду береста?

Перед вами две тарелочки с водой, в одну тарелочку опустите лист бумаги, в другую кусочек бересты, как вы думаете, что быстрее намокнет бумага или береста? (ответы детей) Давайте мы с вами вместе это проверим и узнаем так или нет.

Воспитатель. Прекрасна берёзка в любое время года. Художники, любуясь ею, брались за кисть и изображали берёзу в своих картинах, поэты посвящали ей свои стихи.

 Давайте  мы полюбуемся русской красавицей, посмотрим, как она выглядит в разные

 времена года. (Слайд 7)

Вспомним стихотворение Инессы Агеевой «Белоствольная береза».

Белоствольная берёза – Символ Родины моей.

Нету деревца другого сердцу русскому милей.

Изумрудная весною, а зимою – в серебре,

Машет веткой золотою всем детишкам в сентябре.

Каждый листик, как сердечко, полюбуйся, погляди.

У родимого крылечка ты берёзку посади.

Дидактическая игра «Сложи картинку» (сложить картинку березы в разное время года)

Воспитатель. Ребята, а береза носит название не только белоствольная, но и ее называют

 плакучей. Как, вы думаете, почему? (Ответы детей) (Слайд 8)

Воспитатель. Оказывается, березы тоже плачут. Слезы березы называются березовым

 соком. Его собирают весной, когда просыпаются березовые деревья. По приметам, если

 из березы течет много сока, значит, будет дождливое лето. После того, как  закончили

собирать березовый сок, что нужно сделать с ранкой на дереве?

Дети. Замазать глиной.

Воспитатель. Правильно. Обязательно нужно ранку замазать специальным воском или

 жидкой еловой смолой.

Воспитатель. (Слайд 9)  В старину березу называли деревом четырех дел: первое дело –

 мир освящать. На протяжении  столетий крестьянские избы освящала лучина, она долго

 горела без искр. 

(Слайд 10) Второе  дело – скрип утишать. В старину березовым дегтем смазывали

 колеса телег и карет, чтоб не  скрипели. А младенцев от крика, чтобы ночью спали

 спокойно, а днем не капризничали, поили отваром из березовых почек. 

(Слайд 11) Третье дело – больных исцелять.  Целебными свойствами обладают

практически все части березы. Люди обращались к березе с просьбой об исцелении.

(Слайд 12) Четвертое дело – чистоту соблюдать.

Летом заготавливают березовые веники, ими парятся в банях, так как в березовых

листочках много полезных веществ.

Воспитатель. Ребята, а где можно встретить, увидеть березку?

Дети. В лесу, на поляне, около дома и т.д.)

Воспитатель. Как называется лес, где растут одни березы?

Дети. Березовая роща. (Слайд 13)

Воспитатель. Наши леса — темные. А березовые рощи светлые, солнышко так и играет между стволов берез. Молодые березки — стройные, прямые, как бы на цыпочках, тянутся к небу, напоминают девичью красу, стройную и статную, с гибкой талией, с русыми косами. Это дерево полюбилось нашему народу за её красоту. Поэтому почти у каждого человека у дома растет березка.

Физминутка «Берёзка».

Мы березку посадили, (Наклониться)

Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед - поливаем)

И березка подросла, (Встать.)

К солнцу ветки подняла, (Руки вверх.)

А потом их наклонила, (Руки вниз, спина прямая.)

И ребят благодарила. (Поклоны головой.)

Воспитатель. (Слайд 14) Береза живет долго - до 250 лет. Её высота может достигать 30

 метров. А растет береза быстро: за 25 лет она может вырасти с пятиэтажный дом.

 Предлагаю провести опыт, определить возраст березы.                                          

Воспитатель. Дерево растет, и у него растут все его части. Ствол становится толще. Вот

 недавно спилили березу в лесу.  Хотите узнать, сколько ей лет?  Это спилы с берёзы.

Здесь видны кольца (показывает через увеличительное стекло)

Воспитатель. Ребята, как вы думаете,  можно ли  нам определить, сколько лет дереву?

Дети. Да.

Воспитатель. А как мы можем это сделать?

Дети. Нужно посчитать кольца, сколько колец, столько и лет дереву.

Воспитатель. Молодцы, правильно. А сейчас, давайте вернемся к нашему опыту, что

 

 произошло с берестой и бумагой, которые мы опустили в воду?

 

Дети. Бумага быстро намокла, а береста нет.

 

Воспитатель.  Значит, что можно сказать про бересту, она какая?

 

Дети. Прочная, крепкая.

 

Воспитатель. Ребята,  правильно. И поэтому люди изготавливали из бересты

 

 различные предметы.  Назовите, какие вы знаете предметы из бересты.

 

(Слайд 15 – 17)

 

Воспитатель. А еще из коры березы наши предки делали легкую и прочную обувь. Как

 

 она называется?

Дети. Лапти.

Воспитатель.  Подойдите к столу, посмотрите изделия, изготовленные из бересты.

Выставка изделий из бересты (лапти, лукошки, шкатулки…)

Воспитатель. (Слайд 18) Ребята, у березки даже есть свой праздник – Троица. В этот день,

 девушки надевали самую нарядную одежду русский сарафан, кокошник и шли в

 березовую рощу. Плели венки, пели песни, водили хороводы. А еще девушки украшали

 ветки березы лоскутками, лентами. Люди верили, что если что – то пожелать и повязать

ленточку к дереву, то пожелание сбудется. Я вам раздам ленточки, и мы когда пойдем на

 прогулку, сможем привязать их на березку на нашем участке детского сада и

 загадать желание.

Воспитатель. Ребята, а надо ли заботиться о деревьях?

Дети. Нельзя ломать ветки, принимать участие в посадке деревьев.

Воспитатель. Ребята, скажите, что вам больше всего запомнилось из сегодняшнего нашего разговора? Что бы вы хотели рассказать родителям о березке? А какой предмет из бересты вы хотели бы, чтобы был у вас дома? (ответы детей)

Воспитатель. Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям радость и свет. Береза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля Русская! А значит, мы её должны беречь и охранять.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 25.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения