НОД по познавательном развитию в подготовительной группе
«Жил поживал самовар»
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Познакомить детей с историей возникновения самовара, с традицией употребления чая в России;
Расширить словарный запас детей;
Закрепить виды декоративных росписей (хохлома, гжель, городецкая и дымковская);
Воспитывать у детей желание быть гостеприимными;
Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.
Материал: мультимедиа.
В зале на полу лежат половики, скамейка напротив экрана, большой обеденный стол, накрытый скатертью и сервирован кружками с глубокими блюдцами, маленькими ложками, колотый сахар, сушки и баранки, рядом стоит маленький стол с горячим самоваром, заварочный чайник.
Воспитатель с расписным платком на плечах.
Дети заходят зал, обращаются к воспитателю – хозяюшке.
Ребёнок- Здравствуй, добрая хозяюшка! Ты позволь нам в хату войти.
В: - Здравствуйте, гости дорогие
Гости званные и желанные.
Красивые и молодые,
Застенчивые и боевые.
Гости на пороге-хозяйке радость.
Проходите, погостите в моей хате.
В: - Прошу, гости дорогие, садитесь на лавку. (показывает жестом на скамейку, дети садятся)
Очень я люблю чаевничать!
-А вы любите чаевничать? (ответы детей)
-А вы знаете, что такое чаевничать? (ответы детей)
-Вы из чего воду наливаете в чашки? (ответы детей)
-А из чего я наливаю воду в чашки вы узнаете, отгадав загадку:
Он пыхтит как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится-
Пригласит чайку напиться.
Дети: Самовар
В: -Да, самовар. *Я очень люблю пить чай из самовара!
Самовар — устройство для кипячения воды.
*Изобрели самовар в России очень-очень давно в XVIII в. на Урале. Урал -это местность. Но там их производилось очень-очень мало.
Но потом прошло немного времени и в нашей стране открыли первую мастерскую, которая занималась только изготовлением самоваров, организовали 2 брата.
В: -Хотите знать, как их звали? (ответы детей)
В: -*Иван и *Назар. А фамилия их *Лисицыны.
Мастерская их была в городе Тула. * Тула – это один из городов нашей большой страны.
В: - Вам интересно узнать, какие были самовары? (ответы детей)
В: -Они были и *круглыми, и * квадратными, и *цилиндрическими формы, и * даже …кто может назвать эту форму? (ответы детей)
В: -И даже *многоугольной формы!
В: -А из чего изготавливали самовары? (ответы детей)
В:- Самовары из разного металла: *меди, *серебра, и даже*покрывали золотом.
В:-А как вы думаете, из чего состоит самовар? (ответы детей)
После ответов воспитатель подводит итог сказанному.
В:- У любого самовара есть корпус, крышка, две ручки, кран, четыре ножки.
В:- Раньше, ребята, кипятили воду с помощью огня. *Внутри такого самовара находилась труба. В нее засыпали *сосновые шишки или *сухие чурки (дрова), *древесный уголь. Их поджигали *лучиной, и вода закипала. И такие самовары называются жаровые. Давайте скажем все вместе ЖАРОВЫЕ.
В:- В наше время жаровых самоваров нет, на смену им пришли электрические самовары, *в этом самоваре кипятят воду с помощью электричества.
В: - Мы, наверно, засиделись, поэтому давайте с вами поиграем в игру «Самовар».
Дети: (хором)
Пыхти на кухне самовар,
Чух – чух, пых –пых. (идут по кругу в правую сторону)
А над ним вьется пар,
Чух – чух, пых – пых. (идут по кругу в обратном направлении)
К самовару подойдем,
Себе чаю мы нальем. (идут маленькими шагами к центру круга)
Вместе сядем все за стол,
Выпьем чаю с пирогом. (отходят назад, образуя широкий круг)
А потом мы встанем в круг –
Музыка зовет (хлопают в ладоши)
Всех друзей – малышей
В дружный хоровод. (танцуют, попеременно выставляют вперед на пятку правую и левую ногу, руки на пояс)
В: - Садитесь на лавку. Сейчас электрические самовары расписывают разными росписями. Предлагаю вам назовите роспись.
Игру «Узнай роспись».
*хохлома
*гжель
*городецкая
*дымковская
В: - А сейчас, гости дорогие, пойдемте почаевничаем! Только я не успела накрыть стол, давайте это сделаем вместе!
(у воспитателя все необходимое лежит на отдельном столике: скатерть, блюдца с кружками, сахар колотый, баранки, сушки, маленькие ложки)
Воспитатель следит за сервировкой стола, если необходимо оказывает помощь.
В: - Стол готов! Прошу к столу!
Воспитатель садится около самовара, наливает заварку из заварочного чайника и воду (тёплую)из самовара каждому ребенку. И в это время…
В: - Кто из вас знает, как называется чайник, в котором заваривают чай? (ответы детей)
В: - Он так и называется: заварочный чайник. У кого родители заваривают чай в чайнике? (ответы детей). А бабушки любят чаевничать? (ответы детей).
Когда чай будет разлит каждому ребенку.
В: - Угощайтесь, гости дорогие! Чай – полезный напиток, он поднимает настроение, снимает усталость.
Дети пьют чай. *Включается песня «Жил поживал самовар»
В: - С каким предметом народного быта мы сегодня познакомились?
Где производят самые известные самовары?
Как можно в современной жизни использовать самовар?