муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Малышок» ОРВ п. Урдома»
Консультация для педагогов на тему:
«Дыхательная гимнастика, как одна из здоровьесберегающих технологий в детском саду».
Воспитатель: Тыргоалэ Татьяна Владимировна
Консультация для педагогов на тему:
«Дыхательная гимнастика, как одна из здоровьесберегающих технологий
в детском саду».
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы,
Дышим он, и я, и ты.
Воспитатель: Тыргоалэ Татьяна Владимировна
Цель: Создание условий для обобщения знаний педагогов с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста.
Здоровьесберегающие технологии - это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Сохранение и укрепление здоровья наших детей, безусловно, остается главной задачей педагогов ДОУ.
С целью реализации этой главной задачи, предлагаю применять в работе с воспитанниками одну из успешных здоровьесберегающих технологий - дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.
Согласно современным медицинским исследованиям, при выполнении дыхательных упражнений, все клетки организма насыщаются кислородом, улучшаются обменные процессы, все органы начинают полноценно работать и как следствие организм человека становится менее подверженным респираторным заболеваниям: болезнь быстрее проходит, снижается вероятность развития осложнений.
Как отмечают многие педагоги физической культуры дыхательные упражнения — являются неотъемлемой частью физической культуры и спорта; так как каждое упражнение, каждое движение человека сопровождается вдохом и выдохом. Занятия физкультурой при правильном дыхании приносят больше пользы, у ребёнка развивается мускулатура, здоровый румянец. При выполнении дыхательной гимнастики дошкольники учатся управлять своим дыханием и как следствие, формируется умение владеть собой, контролировать собственные действия, помогает бороться с волнением, чрезмерной раздражительностью, эмоциональной усталостью.
«Дыхание - это жизнь». Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без пищи организм может прожить несколько недель, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут.
К органам дыхания относятся: грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.
Наша задача заключается в том, чтобы научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины.
Правила, принципы и методы проведения дыхательной гимнастики.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют:
- воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом,
- профилактике возникновения болезней дыхательных путей,
- восстановлению носового дыхания при его нарушении.
При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать следующие требования:
- Занятия можно выполнять ежедневно, но не более 3 – 6 минут, в зависимости от возраста детей, во избежание головокружений продолжительность упражнений должна быть 3-4 раза.
- В комплекс с артикуляционной гимнастикой должно быть включено 1 упражнение на дыхание.
- Проводить занятия необходимо в хорошо проветриваемом помещении.
- Обязательно до еды, можно во время утренней гимнастики.
- Нагрузка на ребенка должна увеличиваться постепенно, за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений. (например - дуем сначала на гладкий карандаш, затем на ребристый)
- Вдыхать воздух через нос и рот, выдох делать через рот.
- Вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно.
- В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и не опускать при выдохе.
- После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.
- Все упражнения выполнять в игровой форме.
- Сдувать предмет можно с ладони, со стола или с твердой поверхности – картонный цветок, или дуть на предмет, привязанный к ниточке.
Дыхательные упражнения делятся на:
- игры вызывающие длительный направленный выдох (игры типа вертушки, мельницы, предметы на воде…),
- игры на поддувание (ребенок поддувает на легкие предметы – вату, бумажку, легкие шарики…),
- игры на развитие физического дыхания (надувает шарики, пускает мыльные пузыри…),
- упражнения на развитие речевого дыхания (вдох и выдох через рот и нос),
- упражнения с проговариванием звуков.
Особенности использования дыхательной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.
- Дети охотнее выполняют, если она имеет музыкальное сопровождение.
- Весь комплекс необходимо превратить в игру.
- Все основные правила выполнения упражнения даются в игровой форме. Важное условие эффективности такой гимнастики в том, что её нужно выполнять регулярно, без перерывов.
Параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – набираем полную грудь воздуха;
- выдох происходит очень плавно;
- во время выдоха губы складываем трубочкой, не следует сжимать губы или сильно надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит только через рот.
Если ребенок выдыхает через нос, попросите его зажать ноздри рукой, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух через рот;
выдыхать следует полностью, пока не закончится весь воздух.
В работе с детьми дошкольного возраста дыхательная гимнастика может быть использована в различных режимных моментах:
- как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения на физкультурном и музыкальном занятиях после нагрузки;
- в утренней гимнастике;
- после оздоровительного бега;
- после дневного сна в сочетании с физическими упражнениями;
- в закаливающих мероприятиях;
- в любой двигательной деятельности детей;
- в домашних условиях.
Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей.
Игровые приёмы дыхательной гимнастики.
Предлагаю вам познакомиться с некоторыми игровым приёмам дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным сопровождением.
«Ёжик»
Ежик добрый, не колючий,
Поворот головы вправо, шумный вдох носом.
Посмотри вокруг получше.
Поворот головы влево, выдох через полуоткрытый рот.
«Носик»
Мы немного помычим
Сделать вдох носом, на выдохе протяжно тянуть звук«м-м-м»,
И по носу постучим.
Одновременно постукивая по крыльям носа указательными пальцами.
«Петушок»
Крыльями взмахнул петух,
Встать прямо, ноги слегка расставить, руки в стороны
Всех нас разбудил он вдруг.
Вдох, а затем хлопнуть ими по бёдрам, выдыхая произносить«ку-ка-ре-ку»
(повторить 5-6 раз)
«Каша кипит»
Сидя, одна рука лежит на животе, другая на груди, втягивая живот и набирая воздух в грудь, выдох – опуская грудь и выпячивая живот, при выдохе громко произносить«ф-ф-ф».
Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой включает много упражнений, однако базовыми из них являются три – «Ладошки», «Погончики» и «Насос». Эти упражнения присутствуют во всех специализированных комплексах, направленных на профилактику и лечение тех или иных заболеваний.
Упражнение «Ладошки».
Исходное положение – стоя или сидя прямо, руки согнуты в локтях, ладони направлены от себя. Сжимайте ладони в кулаки, одновременно делая резкие и шумные вдохи. После завершения серии из 8 вдохов, ненадолго передохните и повторите упражнение (всего 4 серии по 8 вдохов).
Упражнение «Насос».
Исходное положение – стоя или сидя прямо, ноги немного уже ширины плеч. Громко вдохните и медленно наклонитесь, а затем так же медленно вернитесь в исходное положение, словно если бы вы работали насосом. Сделайте 4 серии по 8 вдохов.
Кроме дыхательных упражнений с движениями, так же с детьми можно и нужно проводить статичные дыхательные упражнения в положении сидя на стуле. С некоторыми из них я вас сейчас познакомлю и расскажу об особенностях их выполнения.
«Кораблик»
Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней – бумажные кораблики, которыми могут быть простые кусочки бумаги, пенопласта. Ребенок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его к другому «берегу». А мы попробуем выполнить тоже, но без воды.
«Пузырьки»
Эта игра, которую почти все родители считают баловством и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка - соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.
«Фейерверк»
Та же игра, только вместо стаканчика пластиковая бутылка с конфетти, в пробке проделывается дырочка и вставляется трубочка для коктейля. Ребенок, дуя в трубочку, приводит в движение конфетти.
«Рисуем на песке»
Ребёнку предлагается дуть в трубочку - соломинку на сухой песок, который мы положили на поднос так, чтобы нарисовать какие-нибудь предметы или найти дорожку к предмету. Дуть нужно долго, потихоньку, аккуратно.
Так же можно налить воду, желательно цветную, на белый лист бумаги и через трубочку разогнать воду по листку, изображая какой – нибудь предмет.
«Горох».
Что-то спряталось на дне,
Но пока не видно мне.
На горох подую я,
И скажу, что там друзья.
На дно неглубокой тарелки приклеить или положить картинку, насыпать горох. Задача ребенка - раздуть горох с середины и увидеть картинку.
«Акробат»
В цирк сейчас я поиграю,
Представленье начинаю.
Акробатом смелым стану-
Проползу и не устану.
На натянутой леске повесить бумажного акробата. Дети дуют и помогают ему перебраться на другую сторону.
«Футбол»
Из кусочка ваты или салфетки скатайте шарик – это будет мяч. Ворота можно сделать из двух кубиков или брусков. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь забить «гол».
«Греем руки»
Предложите ребёнку контролировать выдох ладошками (тыльной стороной) – дуем на ладошки. Если «ветерок» холодный и воздушная струя узкая. При теплом «ветерке», «летний», воздушная струя широкая, ладошки греются.
Заключение.
Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!
Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах).
Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе «ковшиком», подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.
В любых режимных моментах вы можете применять всю свою фантазию, чтобы придумать что-то новое, разнообразить дыхательные упражнения, подобрать к ним стихи и успешно использовать в своей педагогической деятельности.
Я благодарю вас за внимание, надеюсь, что консультация была для вас интересна.