МБДОУ «Детский сад «Малышок» ОРВ п. Урдома»
Деловая игра с элементами тренинга для педагогов детского сада.
«Нравственно-патриотическое воспитание
в музыкальном развитии дошкольников»
Подготовила:
Музыкальный руководитель
Высшей категории
Ефименко Т.В.
2020 год
1 слайд: Титульный лист
2 слайд: В наше время часто звучат слова: «русская душа», «феномен русской души», но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня как никогда актуальны вопросы нравственно-патриотического воспитания детей. Главное в нравственно-патриотическом воспитании посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны.
В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание: проводятся занятия и беседы о родном крае и стране, организуются совместные с семьей культурные мероприятия, дошкольники участвуют в выставках, проектах, акциях, праздниках и концертах, посвященным значимым событиям в жизни страны и родного поселка.
3 слайд: Весь коллектив, создает для дошкольников атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта и очень большую роль в этом вопросе играет музыка. Она не только способна воздействовать на чувства и настроение ребенка, но и преобразовывать его нравственный и духовный мир. В процессе музыкальной деятельности у детей формируются такие качества, как коллективизм, любовь к своему дому, дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках.
4 слайд: Для лучшего формирования этих качеств у дошкольников в музыкальной деятельности используется игра, т.к. именно игровые приемы облегчают детям понимание сути музыкальных произведений, его художественных особенностей. Выполняя условия игры, дети находятся в русле видов музыкальной деятельности, изучают, осваивают и закрепляют их.
Именно поэтому, сегодня я хочу предложить вам, уважаемые коллеги, деловую игру, в процессе которой мы на практике увидим некоторые игровые приемы и, думаю, они вам пригодятся в работе. Для этого нам нужно создать две команды: «До-ми-солька» и «Ля–ля–фа».
В процессе жеребьевки проходит деление на команды.
- И так, команды готовы: перед началом игры хочется поднять всем настроение, и поэтому я предлагаю вам показать, как вы живете.
5-6 слайды: Игра - танец «Как живешь?» или
«Я по горенке иду, друга я себе найду. Вот ты! Вот – я! Вот компания моя!»
Сначала смотрят на экран и повторяют, затем с ускорением продолжают танцевать сами в парах.
Я вижу, что у вас хорошее настроение, и на лицах появились улыбки, значит, пора начинать игру. Как только вы будете готовы ответить на заданный вопрос, нужно ударить в бубен. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Подсчитав их в конце игры, выясним, чья команда выиграла.
Чтоб пыл веселья не угас,
Чтоб время шло быстрее,
Друзья, я приглашаю вас
К загадкам поскорее.
7 слайд: «Музыкальный эрудит»
«Загадки»- Выберите один правильный ответ: (сл. 8-20)
№ |
Содержание задания |
Варианты ответов |
1 |
Инструмент русского народного оркестра |
А) валторна Б) гусли В) флейта |
2 |
Какой музыкальный инструмент относится к группе медных духовых инструментов?
|
А) фагот Б) гобой В) тромбон г) кларнет |
3 |
Какое произведение НЕ является балетом П. Чайковского?
|
А) Золушка Б) Спящая красавица В) Лебединое озеро Г) Щелкунчик |
4 |
Какая из этих песен военного времени народная? |
А) По полю танки грохотали Б) Катюша В) Полюшко-поле Г) Прощание славянки |
5 |
Какой композитор в последние десять лет своей жизни ничего не слышал, но продолжал создавать гениальные произведения? |
А) Моцарт Б) Рахманинов В) Григ Г) Бетховен |
6 |
Первая русская опера на сказочный сюжет? |
А) Снегурочка Б) Золотой петушок В) Руслан и Людмила Г) Сказка о царе Салтане |
7 |
Автор свадебного марша |
А) Равель Б) Штраус В) Дебюсси Г) Мендельсон |
8 |
Кто из перечисленных людей не является композитором?
|
А) Поленов Б) Мусоргский В) Чайковский Г) Прокофьев |
9 |
Сколько исполнителей в квартете?
|
А) два Б) семь В) четыре Г) три |
10 |
Самый близкий, простой и понятный человеку вид (жанр) музыкального произведения:
|
А) танец Б) песня В) опера Г) балет |
11 |
Какой инструмент называют «царицей музыки»?
|
А) арфа Б) виолончель В) скрипка Г) флейта |
12 |
Какой их этих инструментов не является духовым?
|
А) флейта Б) гобой В) кларнет Г) скрипка |
20 слайд: « «С чего начинается Родина?»
Предлагаю вам послушать еще одну загадку:
За околицей цветут
Белые ромашки,
Жаворонки поют
Над широкой пашней.
Теплый ветер принесет
Аромат смородины,
Так чего дороже нет? —
А с чего же начинается Родина? Думаю, все вы знаете песню «С чего начинается Родина?» Предлагаю вам вставить в текст песни пропущенные слова.
21 Слайд: Вставь пропущенные слова
После выполнения задания на экран выводится правильный текст и поется песня.
22 слайд: Караоке
23 слайд: «Народная музыка»
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке, которая вызывает у детей интерес, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме, знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Для начала предлагаю отгадать кроссворд.
24 слайд: Заполни кроссворд «Инструменты народного оркестра»
Предлагаю вам организовать ударно-шумовой оркестр по подсказкам с экрана. Для этого вам нужно разобрать, лежащие на столе, инструменты.
25 слайд: Видео: Русский оркестр.
26 слайд: Пение.
И мы переходим к следующему этапу – «Пение».
Все вы помните, что нынешний год у нас юбилейный, весной вся страна отметила 75-летие Великой Победы и в следующем конкурсе нужно угадать и исполнить знакомые, полюбившиеся всем песни военных лет.
27-28 слайд: Попурри военных песен.
1 команда:
01. Три танкиста
02. Катюша
03. Смуглянка
2 команда
04. Синий платочек
05. Огонёк
06. Эх, дороги
29 слайд: Танцы.
Большое значение в музыкальном воспитании дошкольников отводится пляскам. Здесь развивается музыкальный слух, память, ритмические способности у детей. А хорошо подобранная музыка развивает и эстетический вкус.
Существует множество танцев разных народов и национальностей, и сейчас я предлагаю вам их вспомнить и назвать.
Каждая команда, по очереди, называет по одному известному ей танцу.
30 слайд:
Кадриль, Трепак, Барыня, Пляска, Камаринская – рус. нар. танцы
Полька – танец многих народов.
Гопак – украинский танец
Бульба – белорусский танец
Цыганочка – танец свободолюбивых и кочующих народов
ЧАрдаш – венгерский танец
Пасодобль – испанский танец
Сиртаки – танец греческого народа
Менуэт – французский танец
Мазурка – польский танец
Вальс – впервые стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века
Хоровод - древний народный круговой массовый обрядовый танец восточных славян
31 слайд: Хоровод со всеми участниками игры.
МР: Вы думали и веселились
И даже спорили порой.
Но очень даже подружились
За нашей славною игрой.
Всем спасибо за внимание,
за задор и звонкий смех,
За огонь соревнования,
Обеспечивший успех!
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой моя речь,
Говорю всем: «До свиданья!
32 слайд: До счастливых новых встреч! »