Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Малышок» общеразвивающего вида п. Урдома»
Обобщение опыта по теме
«Мелодекламация как средство развития творческих способностей детей »
Музыкальный руководитель Ефименко Т. В.
Слайд 1.
Сегодня я бы хотела рассказать вам немного о музыкальной технологии - Мелодекламация. Заниматься этим я стала сравнительно недавно, с начала этого учебного года. Поэтому и опыт по этой теме сравнительно не большой. Для начала я расскажу вкратце, что такое Мелодекламация.
Слайд 2.
Мелодекламация – это декламация стихов или прозы, сопровождаемая музыкой.
Слайд 3.
Мелодекламация является доступным и эффективным средством развития выразительности и эмоциональности речи дошкольника.
Она таит в себе множество музыкальных открытий: ритмических, интонационных, тембровых и украшается выразительной мимикой и жестами, что развивает творческое воображение, фантазию, и доставляет огромное удовольствие, как детям, так и взрослым.
Слайд 4.
Цель занятий Мелодекламацией:
Создание благоприятных условий для полноценного развития ребенка,
его речевого аппарата и музыкального слуха в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Слайд 5.
Задачи:
- Развивать речевые способности детей: силу голоса, выразительность речи, остроту и активность интонационного слуха; чувство ритма, динамики, темпа.
- Развивать эмоциональную культуру ребенка, его коммуникативность, культуру мышления.
- Обучать видеть красоту окружающего мира;
- Воспитывать общую культуру речи, любовь к родному языку, литературе;
Слайд 6.
С мелодекламацией мы знакомим детей старшего дошкольного возраста, а с младшими дошкольниками ведется работа по ритмодекламации, или речевые игры, что является начальным этапом Мелодекламации.
Если в Мелодекламации стихи пропеваются, т.е. читаются более напевно, то в Ритмодекламации текст не поется, а ритмично декламируется с более четким произношением и интонацией. Здесь ребенок может проявить свое творчество: найти интонационную характеристику героев и индивидуальную выразительность произведения, двигательную пластику, мимику.
Слайд 7.
Ритмодекламация развивает у детей чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание, координацию движений. До тех пор, пока ребенок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, он не сможет правильно и выразительно петь.
Слайд 8.
Ритмодекламация может быть представлена множеством форм:
- унисонных ; «Весенняя лужа» (под музыку)
-диалогических; «Ди-дили, ди-дили», «Прятки»,
- с куплетным строением;
- многоголосных. «Божья коровка»
Слайд 9. «Божья коровка»
Слайд 10.
Слайд 11. «Весенняя лужа»
Слайд 12.
Мелодекламация – это синтетический вид искусства т.к. объединяет в себе и музыкальное искусство и художественное слово и изобразительное творчество, поэтому можно говорить о том, что - мелодекламация одновременно соединяет в себе смысловое, интонационное и эмоциональное движение речи.
Мелодекламация в основном разучивается с детьми, как вокальное произведение, т.к. для создания яркого образа необходимо время, в течение которого постепенно проявляются те или иные нюансы интонации, закрепляются в сознании детали и смысловые оттенки. В мелодекламации поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз. Все это развивает у дошкольника механизм интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым.
Слайд 13.
Создание моделей мелодекламаций процесс очень интересный и творческий.
Что для этого нужно?
1. Выбор художественного текста.
2. Подбор музыкального произведения.
3. Подбор видеоряда.
Слайд 14.
Поэтому здесь крайне важно взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей ДОУ.
Слайд15.
Видео.
Слайд 16.
Дети-дошкольники живут и развиваются в мире фантазии и игры. Их всерьёз захватывает то, что можно увидеть, услышать, протопать - прохлопать. Поэтому при помощи мелодекламации, можно легко и весело учить, и учиться радостно и увлеченно играя.
Слайд17. Спасибо за внимание!!!